Как научить своего ребёнка жить в мире людей

Как научить своего ребёнка жить в мире людей

«Этика — это безгранично расширенная ответственность

по отношению ко всему живущему»

А.Швейцер.

«Вежливость порождает и вызывает вежливость»

Э. Роттердамский.

Сегодняшняя встреча посвящена теме: «Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей». Считаете ли вы, что проблема нравственного воспитания актуальна в настоящее время? — В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек — это человек, который умеет хорошо вести себя. Кого вы считаете воспитанным? Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным? — Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создаёт для этого благоприятные условия. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и самому себе начинается в детстве; ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые закладывает его семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поступятся ничем; если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги — помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно; семья должна учить не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребёнок должен знать, когда включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т.д. Этим вопросам в классе были и будут ещё посвящены классные часы и часы общения. Но к проблемам культуры человека нам всё время приходится возвращаться, ибо на них строится наша жизнь. Дети знают, что нельзя: громко кричать, драться, перебивать в разговоре другого человека, списывать из чужой тетради, задавать неуместные вопросы, свистеть, жадничать, врать, молчать, если кто-то совершил плохой поступок, завидовать кому-то, быть равнодушным к чужой беде, навязываться в друзья и т.д. Но многие из них не выполняют этих норм поведения на практике. Дети знают, какими качествами характера не должен обладать культурный человек. Почему же, зная нормы поведения, дети, а подчас и родители, их не выполняют?

1.Дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правила — причина простая и легко исправимая.

2.Они не умеют их правильно выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, формирующаяся неоднократными упражнениями.

3.Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия у них волевого усилия в достижении чего-то.

4.Считают их не нужными, неважными, что их просто придумали взрослые. Что вы подразумеваете под словом «этика»?

В переводе с французского языка слово «этика» означает «ярлык», «этикетка», его второе значение — строго установленный порядок поведения и формы обхождения. Что вы подразумеваете под понятием «культура личности»?          Культура личности включает несколько аспектов:

1) Культура внешности — один из компонентов культуры поведения. Внешний вид человека играет в практике общения большую роль. Психологи отмечают склонность людей давать оценку достоинствам и недостаткам кого-либо на основании только одной внешности, поскольку она воспринимается как неотъемлемая характеристика личности. Часто ребёнок кажется симпатичным не из-за физической красоты, а в силу обаяния, которое заключается в приятном, добром весёлом выражении лица. Однако иногда некоторые дети кривляются при общении, морщат лоб и нос, высоко поднимают брови, капризно вытягивают губы вперёд. Взрослым необходимо сказать, что это плохо, некрасиво, что он становится не похожим на себя. Начинать формирование культуры внешности надо с элементарной аккуратности, чистоплотности, привития санитарно — гигиенических норм. Работа по воспитанию культуры внешности ведётся в двух направлениях: выработка правильного понимания внешней и внутренней красоты человека и обучение детей искусству быть привлекательным, вооружение их знанием конкретных способов «сотвори самого себя» т.е., что бы школьник осознавал, «что в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

2) Культура общения включает способность правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учётом того, кому, зачем, что и как сказать. Вступая в общение, каждый человек подбирает такие слова, которые помогают установить и поддержать «обратную связь» с собеседником. Личное обаяние человека проявляется в умении говорить, разговаривать. В семье большое значение имеет стиль взаимоотношений. Важно не повышать голоса, не отдавать приказы. Нужно помнить, что соблюдение норм вежливости предохраняет от многих конфликтов, создаёт доброжелательную атмосферу, улучшает настроение.

Попробуйте поиграть в игру «Если…», которая поможет научить вашего ребёнка жить в мире людей. Игра «Если…» 1)…ребёнка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть). 2)…ребёнок живёт во вражде, он учится …(быть агрессивным). 3)…растёт в упрёках, он учится …(жить с чувством вины). 4)…в терпимости, он учится …(понимать других). 5)…хвалят, он учится … (быть благородным). 6)…растёт в честности, он учится … (быть справедливым). 7)…в безопасности, он учится … (верить людям). 8)…ребёнка поддерживают, он учится … (ценить себя). 9)…ребёнка высмеивают, он учится …(быть замкнутым). 10)…ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится … (находить любовь в этом мире).

Непременным условием воспитания у детей культуры общения является формирование у них позиции открытости, дружелюбия, доверия, чувства радости общения. Потребность в любви удовлетворяются, когда ребёнку сообщается, что он нами любим, нужен нам, мы им дорожим, наконец, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, приветливой улыбке, в прямых словах: «Мне хорошо, когда мы вместе», «Как хорошо, что ты у нас есть». Начните с сегодняшнего дня, не смотря на загруженность, усталость, уделять внимание своим близким говорить, как вы их любите, и вы почувствуете положительные перемены в отношениях. Потребность в общении, в духовном контакте, когда, душа с душою говорит, эмоционально обогащает людей, развивает их лучшие человеческие качества. Как важна эта потребность в настоящее время взаимного отчуждения и недоверия. 3) Культура речи — ещё одна составляющая культуры поведения. Рассматривается как владение нормами устного и письменного языка. Как владеет человек этим средством коммуникации, судят об уровне его воспитания. Выработке культуры речи у детей могут помочь игры типа: «Волшебные слова». Пусть ребёнок запишет и сосчитает, сколько и каких («волшебных») слов он сказал. Вечером подведите итоги. Можно совместно с ребёнком создать: «Азбуку хороших слов». Начинаем с 6 буквы «А». Пусть ребёнок называет и вы вместе запишите их (аккуратный, ароматный, авторитетный, активный, ангельский и т.д.). Так можно поработать и над пословицами, поговорками. В эту книжку можно записывать высказывания писателей, поэтов. Искусство общения с людьми кроме умения говорить, вести разговор включает, и умение внимательно слушать собеседника. Перебить человека, не дать ему высказаться до конца считалось и считается верхом бестактности. Воспитанный человек никогда не позволит себе разговаривать сидя, если собеседники стоят. Искусству спорить, не нарушая добрых отношений, также надо учиться с детства. Ругаться при детях не допустимо. Неотъемлемыми атрибутами должны быть юмор, шутка, остроумие. Хождение в гости — особый аспект культуры. Взрослым нужно помнить: чтобы сформировался определённый навык поведения, нужны упражнения. Для этого нужно использовать естественные жизненные ситуации, создавать условия, побуждающие к нравственным поступкам, позволяющие на практике овладевать правилами культуры поведения. Ситуация «К нам придут, сегодня гости » Проинсценировать разговор с дочерью (сыном) о культуре поведения. Мамина подруга торжественно вручила десятилетней Кате плитку шоколада. Девочка, как её учили, приятно улыбнулась, благовоспитанно сказала: «Большое спасибо». Потом отодвинула подарки и буднично прибавила: «Мне это не надо. Такая шоколадка у меня уже есть, а шоколад мне нельзя, у меня от него диатез ». О чём бы вы наедине поговорили с девочкой на месте мамы? Оправдываете ли вы поступок девочки, учитывая её возраст? 4) Культура быта. Составной частью её является умение рационально и со вкусом организовать внешнюю среду и своё жилище, воспитывать стремление к комфорту. Культура быта включает в себя умение рационально использовать время. Необходимо выработать привычку к постоянному учёту времени и к планированию его. Однако в этом надо помочь ребёнку. «Из личного опыта родителей» — Можно завести записную книжку, где ребёнок фиксирует дела на завтра. А вечером зачёркивает и подводит итоги сделанного. Желательно с детьми организовывать самоанализ (что сделано, что не сделано). Дети должны усвоить главное: отношение к своему и чужому 7 времени как к большой ценности — это один из показателей культуры поведения. Советы родителям по формированию культурного человека — Не учите культуре назидательно, излишне морализируя, вызывая желание действовать назло. — Привлекайте детей к посильной деятельности. — Создавайте специальные ситуации — задания: встретить тётю Машу, позвонить по телефону. — В выработке культуры поведения широко используйте игры и игровые ситуации. — Помните, что в воспитании культуры поведения есть ситуации, когда вообще никакие слова не нужны, достаточно примера, образца поступка. — Создавайте вместе с детьми различные памятки: «Культура поведения в общественном транспорте, музее », « Мой внешний вид». — Помните: вы — главный воспитатель, вы — пример. У всех нас есть возможность выбора в воспитании своего ребёнка. Но именно от вас зависит в большей степени, каким вырастет ваш ребёнок, каким он войдёт во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут стать ему образованным, культурным, помогут найти выход из сложных ситуаций. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения. Нашу встречу хотелось бы закончить таким стихотворением: Чем проповедь выслушивать, Мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, Чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, Поймут все без труда. Слова порой запутаны, Пример же — никогда. Тот лучший проповедник — Кто веру в жизнь провёл. Добро увидеть в действии — Вот лучшая из школ. И если всё мне показать Я выучу урок. 8 Понятней мне движенье рук, Чем быстрый слов поток. Должно быть можно верить И мыслям и словам, Но я уж лучше погляжу, Что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму Твой правильный совет, Зато пойму, как ты живёшь, По правде или нет. Памятка для родителей 1.Не демонстрируй своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам. 2.Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка. 3.Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, что скоро он скажет то же самое о вас. 4.Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности вашему ребёнку. 5.Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребёнка. 6.Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребёнка. 7.Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого! Всего доброго до новых встреч!

 

Добавить комментарий