Дети восстают не против самих правил, а против способов их предъявления
Правило 1.
Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должно должны быть в жизни каждого ребенка.
Правило 2.
Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много и они должны быть гибким.
Правило 3.
Установки взрослых не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Правило 4.
Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
Правило 5.
Тон, которым сообщено требование или запрет, должен быть скорее дружественно- разъяснительным, чем повелительным.
Правило 6.
Наказывая ребенка, правильнее лишить его хорошего, чем делать ему плохое.
Что по отношению к детям нужно стараться НЕ делать.
НЕ запугивайте, не угрожайте ребенку- полученное таким способом послушание подрывает веру ребенка в себя и в вашу любовь.
НЕ прибегайте к насилию- насилие всегда воспроизводится.
НЕ провоцируйте, не шантажируйте, не подкупайте ребенка- вы даете ему наглядный урок манипулирования людьми и чувствами.
НЕ оцениваете, не сравниваете ребенка- принимайте его таким, какой он есть.
НЕ сдерживаете своих чувств- старайтесь следовать при этом принципу «здесь и теперь»: чувства, выраженные авансом, редко оказываются подлинными
НЕ замалчиваете проблемы и конфликты- высказывайтесь сами и непременно выслушивайте детей.
НЕ приносите жертв- ребенку не может быть хорошо, если вам плохо.
НЕ отвергайте ребенка — как бы тяжко не провинился.
Правила общения с детьми
- Не стоит себя навязывать ребенку, если он чего-то не хочет; лучше подумать, что ВЫ делаете не так.
- При возникновении трудностей в одном всегда можно переключить ребенка на другое.
- Насильственные методы умножают дефекты личности и нежелательные формы поведения.
- Эмоции взрослых независимо от их воли влияют на состояние детей, передаются им, вызывают ответные чувства.
- Сотрудничать с детьми — это значит. Быть с ними «на равных», в том числе, петь, играть, рисовать, сочинять вместе.
- Ребенок не боится ошибок или неудач, если знает, что он всегда будет принят и понят взрослыми.
- Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркните его успехи.