Классный час «Секреты здорового питания»

Подготовила Суббота Ирина Васильевна

 

Классный час \»Секреты здорового питания»

 

Цель :

  формирование здорового образа жизни посредством правильного питания

Задачи:

  • формирование знаний о режиме питания, о рациональном и разнообразном питании, о пищевых добавках, применяемых для производства пищевых продуктов;
  • развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения учащихся к своему здоровью (формирование представления учащихся о необходимости следить за качеством продуктов питания, употребляемых в пищу), самостоятельности,  чувство сопереживания.

 

Методы воспитания:

            Словесные (беседа, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, таблиц, упаковок продуктов питании); практические (работа с раздаточным материалом); проблемный (постановка проблемных вопросов);

 

Формы работы:

             Фронтальная, индивидуальная,  взаимоконтроль.

 

Ход занятия

 

1. Организационный момент.

            Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте (желая вам здравствовать), дорогие ребята и  гости.

 

            Человеку нужно есть,

            Чтобы  встать и чтобы сесть,

            Чтобы прыгать, кувыркаться,

            Песни петь, дружить, смеяться,

            Чтоб расти и развиваться

            И при этом не болеть

            Нужно правильно питаться

            С самых  юных лет уметь.

 

            Разговор у нас сегодня пойдёт о том, как правильно нужно питаться, вся ли пища полезна, которую мы едим, и каким продуктам нужно отдавать предпочтение, чтобы сохранить свое здоровье на долгие годы.

            Итак, тема нашего занятия «Секреты здорового питания»

 

2. Введение в тему

             В народе говорят: «Здоровому всё здорово!». Почему?

             Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему работать и отдыхать, а не здоровому человеку всё в тягость

            Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет:

“Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть”. (3 слайд)

            Никто еще не оспорил Сократа, но и мало кто следует его совету. Ведь еда – наслаждение: после хорошей трапезы мозг вырабатывает эндорфины – особые вещества, приносящие чувство покоя и повышающие настроение. На страже здоровья, чтобы погоня за эндорфинами не нанесла вреда, стоит режим питания.  (давайте вспомним с вами, что это значит?) 

            ответ: приём необходимого количества пищи в определённое время.

 

3. Беседа о режиме питания

            Правильно Основа режима питания – прием пищи в одно и то же время. А сколько раз вы принимаете пищу? Давайте составим индивидуальный режим питания.

 

Таблица 1. Режим питания школьника

 

Время

Приём пищи

Продукты

7.30

             завтрак           

Каши молочные, чай, хлеб с маслом, фрукты

11-00

второй завтрак

Йогурт, фрукты

14-30

обед

Борщ, суп, картофельное пюре с мясом, компот, хлеб, салат, рыба

16-00

полдник

Фрукты, кефир, печенье

19-00

ужин

Запеканка, какао, хлеб, масло

 

             -Начнем с завтрака: у школьников самый работоспособный период с 9 -11 часов утра, поэтому полноценный завтрак вам просто необходим.

             -Завтрак можно начать с фруктов. Они хорошо усваиваются на голодный желудок, перевариваются 15 минут и стимулируют работу кишечника. Человек должен начинать свой день сытым: «накормите» свой желудок теплой пищей и увидите: ваша голова будет лучше соображать.

            -Около 11 часов нелишним будет второй завтрак (школьный завтрак): фрукты, бутерброды, чай. Но есть все это нужно не всухомятку, а сидя за столом и обязательно запивая напитком.

            -Обед также должен быть полноценным: обязательно горячее, вторые блюда, чай. Половина употребляемой пищи должна быть овощной. Всегда съедайте чуть – чуть десерта – наступит полное насыщение.

            И почему раз в день обязательно надо есть горячий суп. (Жидкая горячая пища – праздник для желудка, ведь регулярная перегрузка желудка тяжёлой сухой пищей вызовет преждевременные болезни желудочно-кишечного тракта).

            А вот ужину действительно следует быть облегченным Нежирные молочные продукты, овощи, фрукты, крупы – самое подходящее меню за 2-3 часа перед сном.

 

            Да, нашему организму больше всего подходит четырех или пятиразовое питание.  Только при таком распорядке вырабатывается рефлекс выделения в определенное время желудочного сока, что способствует лучшему перевариванию пищи, ее усвоению.

            Итак ребята, мы с вами открыли первый секрет здорового питания. Что это за секрет?  – режим питания

            Хорошо, запомните его.

 

4. Беседа о рациональном питании

— А какой должна быть еда?    (Вкусной, разнообразной)

            — Почему?  (В разных продуктах содержатся разные питательные вещества и витамины).  Только пищу богатую витаминами и питательными веществами можно назвать полезной

            А что такое витамины?  Давайте вместе подумаем? 

             Витамины — это вещества,      они необходимые организму человека.   Где они  содержатся (в продуктах питания).   Без витаминов, что происходит с человеком (человек болеет).  

 

            Витамины — это вещества, которые содержатся в овощах, фруктах; они полезны для организма человека. Слово «витамин» придумал американский ученый-биохимик  Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин». Детям надо съедать в день 500-600 г овощей и фруктов.

            Витамин А: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я- витамин А! Витамин А  — содержится в моркови, помидорах, рыбе.

            Витамин В: Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я- витамин В! Меня вы можете найти в рисе, горохе, фасоли, хлебе, йогурте, сыре.

            Витамин С: Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать, вам нужен я- Витамин С! Меня вы найдете в черной и красной смородине, шиповнике, лимоне, луке, киви, болгарском перце, капусте, вишне.

            Витамин Д: Он сохраняет зубы. Без него они становятся мягкими и хрупкими. Его можно найти в молоке, рыбы, твороге. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин Д.

 

            Есть целых 20 витаминов, самых разных.  В в основном содержаться в овощах и фруктах но мы с вами живём в таких климатических условиях, где  зимой не растут овощи и фрукты. А витамины нам нужны круглый год. Как выйти из положения?

            Ответ:   !! Принимать витамины, продаваемые в аптеках.

Но помните! Что такие витамины нужно принимать, строго соблюдая инструкцию.

           

            Скажите, а что еще кроме витаминов, входит в состав пищи?

Ответы: (жиры, белки, углеводы и минеральные вещества)  

 

            Жиры – это основной источник энергии в организме. Они входят в состав клеток и оболочек.  Жиры необходимы любому человеку, помогают сопротивляться болезням. Жиры предохраняют организм от переохлаждения. Жиры бывают животные и растительные. Они есть в молоке, мясе, орехах, масле и т.д. (слайд)

      Белки – это основной строительный материал нашего организма, необходимый для роста и поддержания важнейших органов и тканей.  Основными источниками белка в питании человека являются мясо, молоко, яйца, рыба, а так же фасоль, орехи, зерновые и некоторые овощи.

            Углеводы, —  как и жиры, служат важным источником энергии в организме. Они обеспечивают работу сердца, мышц и, конечно, мозга. Пополнение запаса питательными веществами мозга происходит за счёт поступления глюкозы. (это могут быть фруктовые или специально приготовленные углеводные напитки, чай, кофе, различные булочки, печенье, конфеты, молоке и т.п.).

            Минеральные вещества. Кроме витаминов  человек получает из пищи и минеральные вещества: калий, натрий, хлор, магний, железо, кальций, фосфор, цинк, медь, хром, йод и многие другие. Минеральные вещества входят  в состав его клеток и тканей, обеспечивая их рост, ускоряя процессы обмена, выполняя и многие другие функции.

            На сегодня установлено, что для живых существ необходимо по крайней мере 10 металлов. Это железо, медь, магний, кобальт, цинк, марганец, молибден, натрий, калий, кальций. Их называют металлами жизни. Человек может получить эти вещества, употребляя в пищу сырые растительные продукты питания.

 

            Итак, Питание должно быть сбалансированным по белкам, жирам, углеводам, витаминам и минеральным веществам. Иначе – полнота, нарушение развития мозга, костей, мышц, других органов, нарушение иммунитета,  и трудности в обучении. 

 

            Итак ребята, мы с вами открыли второй секрет здорового питания. Назовите его. (ответы детей – пища должна быть богата витаминами и питательными веществами, т.е разнообразной)

            Хорошо, запомните его.

 

5. Беседа  о  Пищевых добавках. 

            А теперь, я хочу рассказать вам одну притчу: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил:  Как вы думаете, что ответил Насреддин? «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь».

 

            Постановка проблемы: Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать проблемный вопрос  нашего занятия.

            Ответ: (Вся ли пища полезна, которую мы едим?)

 

А теперь, Я предлагаю сыграть один фрагмент игры «Третий лишний».

            Исключить одно лишнее слово из трех и объяснить, почему вы исключили именно это понятие

            БЕЛКИ,    ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ,     УГЛЕВОДЫ.

ответ: (белки и углеводы – основные компоненты пищи, пищевые добавки – лишнее.)

            А что такое пищевые добавки?  Это вещества, с помощью которых любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения.

            К пищевым добавкам относятся: красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д.)

            Обращаете ли вы внимание на вещества, входящие в состав покупаемого вами  продукт?

            Сейчас мы прочитаем состав ваших любимых лакомст: СУХАРИКИ

             Да, Зачастую рядом с перечнем всех понятных составляющих можно обнаружить сложные названия и загадочное для многих «Е». Это пищевые добавки: те, что в народе называют «ешками». Пищевые добавки в составе продуктов питания обозначены буквой Е и трёхзначным числом, стоящем после буквы Е. Цифры Е121, Е330, Е621 и т.д. говорят о типе пищевой добавки (имеется в виду консерванты, красители, усилители вкуса и т.д.).

 

            Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания при изготовлении.

            Давайте рассмотрим самые распространенные пищевые добавки и разберемся, для чего они нужны?                                     

 

            Е100–Е199 – КРАСИТЕЛИ (усиливают и восстанавливают цвет продуктов); эти вещества добавляют в кондитерские изделия, маргарин, сыр и др. продукты.

            Е200–Е299 – КОНСЕРВАНТЫ (удлиняют срок годности продукта); Людям с предрасположенностью к аллергии лучше отказаться от таких продуктов, содержащих консерванты.

            Е300 – Е399 – АНТИОКИСЛИТЕЛИ (замедляют окисление, предохраняя продукты от порчи); находятся в бульонных кубиках, жевательной резинке, мороженом.

            Е400–Е499 – СТАБИЛИЗАТОРЫ (сохраняют заданную консистенцию продуктов);

            Е500–Е599 – ЭМУЛЬГАТОРЫ (поддерживают определённую структуру продуктов питания);используются при приготовлении вводно-жировых смесей, например майонеза, кремообразных пищевых продуктов.

            Е600–Е699 – УСИЛИТЕЛИ ВКУСА И АРОМАТА. (глютомат натрия Е 621), который часто добавляют в соусы, приправы, колбасы и др. продукты, бывают причиной не только аллергической реакции, но и приступов мигрени и сердцебиения.

 

            На сегодняшний день число пищевых добавок, применяемых в различных странах, составляет более 600. Но с каждым годом увеличивается число пищевых добавок и ассортимент продуктов питания их содержащих.

 

Физкультминутка

           

            Полезные продукты (хлопаем в ладоши): рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, лук, капуста, яблоки, груши

 

            Неполезные продукты (топаем ногами): чипсы, пепси, фанта, жирное мясо, торты. «Сникерс», шоколадные конфеты, .

             А почему вы  считаете, что названные вами продукты неполезны?

            Ответ: потому что все они содержат пищевые добавки.

            Молодцы, ребята.

 

            Как вы думаете, какое влияние оказывают на здоровье продукты  содержащие пищевые добавки? 

            -вызывают расстройства кишечника;

            -вызывают сыпь;

            -влияют на давление;

            -вредные для кожи;

            -ракообразующие;

            -повышают холестерин;

            -влияют на ЦНС, зрение.

 

 

            А теперь, поднимите руки, кто из вас любит чипсы, сухарики, сосиски, и другие неполезные продукты? 

             Все эти продукты содержат глютамат натрия – усилитель вкуса. Почему нужно быть осторожными в его использовании? Какое влияние оказывает на здоровье глютамат натрия?

             Е621 – наносит непоправимые повреждения растущему мозгу, нарушается зрение, психика. Дети не получают нужных микроэлементов и витаминов из таких продуктов, эти продукты попросту не содержат их, что уже само по себе неизбежно приведет к отставанию в учебе, болезням и различным поведенческим проблемам.  

           

            Итак, ребята, мы с вами открыли еще один секрет здорового питания. Назовите его не употреблять пищу, содержащую пищевые добавки,

 

6. Заключение. 

            Ребята, теперь вам известны секреты здорового питания.

Секреты здорового питания:

 

  • Соблюдать режим питания;
  • ·  Есть 4-5 раз в день;
  • ·  Пища должна быть разнообразной;
  • ·  Есть овощи и фрукты;
  • ·   Не покупать  супы и каши быстрого приготовления;
  • ·  Не перекусывать чипсами, сухариками и т.п.;

 

            Я думаю, что теперь вы хорошо знаете, как правильно и с пользой для здоровья питаться. Ведь “единственная красота…- это здоровье”, а чтобы ваш организм был красивым и здоровым, я предлагаю вам следовать этим нехитрым правилам и быть всегда здоровыми.

             И сейчас в конце нашей встречи я хочу вам предложить сделать свой выбор.

Яблоки – это здоровое питание

Чипсы – просто вкус, который придаёт Е621

 

Желаю вам цвести, расти

Копить, крепить здоровье,

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

 

        Всем большое спасибо…

 

Презентацию по данному мероприятию Вы можете просмотреть и/или скачать  здесь  

 

У этой записи 3 комментариев

  1. лика

    Хорошая разработка очень интересно!

    1. ОЛЬГА

      ИНТЕРЕСНЫЙ!!!! СПАСИБО!!!!

Добавить комментарий