Влияние воли на школьную успеваемость ребенка
Волевые качества не даны ребёнку от рождения, они формируются в результате жизненного опыта под влиянием воспитания. Для того чтобы успешно учиться, ребёнок должен подчиняться определённым требованиям, сообразовывать свои действия с даваемым ему заданием. Никакое систематическое обучение невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям учителя, требованиям школьной программы.
На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание.
Прежде чем ребёнок сам начнёт ставить себе сознательные цели, ему указывает их взрослый. Давая ребёнку указание, в каком направлении и как нужно действовать в тех или иных случаях, организуя коллективные игры, учебные занятия, трудовые действия, взрослый постепенно приучает ребёнка осознавать цели своих поступков в соответствии с требованиями взрослых и детского коллектива и осуществлять их в своей повседневной деятельности. Учебные занятия в школе и дома требуют не только определенного внешнего поведения ребенка, но и умения управлять своими психическими процессами, своей умственной деятельностью. Школьнику приходится преодолевать немалые затруднения при запоминании, восприятии, размышлении. От него требуется произвольное внимание, произвольное запоминание и припоминание. Он должен настойчиво добиваться решения предложенной задачи, целенаправленно регулировать свою мыслительную деятельность. Школа требует определенного режима работы, который надо соблюдать, чтобы достичь нужных результатов.
Воля помогает в преодоление импульсивности, способствует развитию произвольное внимание,самоконтроль. Особую роль в развитии воли у детей выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса.
Игры на развитие волевой сферы
Игра «Флажок».
Дети ходят по комнате под музыку. Когда вы поднимите флажок, все должны остановиться, хотя музыка продолжает играть!
Игра «Будь внимательным»
Дети ходят по комнате. По услышанному слову начинают выполнять заранее оговоренное движение:
Зайчик — прыгать
Лошадка — цокать языком и ударять ногой об пол
Рак — делать шаги назад
Ворона — махать руками
Аист — стойка на одной ноге
Игра «Хитрые танцы»
Вы танцуете с ребёнком! Если вы приседаете, то ребёнок — подпрыгивает! Если вы подпрыгните, то ребенок присядет! Всё происходит невзначай в танце.
Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы
Показываем ребёнку карточки с цифрами от 1 до 5 в разном порядке и заранее оговариваем движение, которое нужно делать на данную цифру:
1 — стоять на одной ноге.
2 — присесть.
3 — хлопнуть в ладоши.
4 — подпрыгнуть.
5 — топнуть ногой.
⠀
Можно начинать с двух карточек, и показывать только их, если ребенок быстро запомнил, то постепенно увеличивать до пяти. Если ребёнку сложно запомнить цифру и ее движение, то помогаем построить ассоциацию: «1 — это ты стоишь на одной ноге ; 2 — вот смотри, цифра два, как будто присела и ты приседаешь на эту цифру; 3, как будто две ладошки кругленькие рядом и хлопают; 4 — как будто приготовилась прыгнуть и т.п…»
⠀
Чем старше ребёнок, тем можно ещё больше усложнить!
Вы пишите в строчку цифры от 1 до 5.
12354423121453551352
А ребенок самостоятельно выполняет все движения по заданной строке!
Это будет: Встал на одну ногу, присел, хлопнул, топнул, подпрыгнул, подпрыгнул, присел, хлопнул….