КОНСУЛЬТАЦИЯ

Пересказ. Его значение для речи детей.

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, осмысленно и связно передавать текст.

Обучение пересказу имеет значение для всестороннего воспитания детей младшего школьного возраста

Обучение пересказу способствуют решению следующих задач:

  • чтение и последующее детальное осмысливание текста содействуют закреплению знаний о жизни, о явлениях природы, о животных;
  • содействуют развитию произвольного внимания, памяти, воображения;
  • пересказ представляет широкое поле для активной работы мышления — ведь ребёнку при пересказе надо сопоставлять, сравнивать, делать выводы, соблюдать логичность в изложении, осознать связь между событиями.

Велико влияние пересказа на речь детей:

— развивается умение слушать и понимать литературный текст;

-говорить связно, последовательно;

-формируется грамматическая правильность речи, так как дети подражают совершенным образцам;

-обогащается пассивный словарь детей;

-закрепляются, активизируются более употребительные выразительные слова;

-одновременно формируется звуковая культура речи детей.

Требования к пересказу детей

Пересказ художественного произведения доступен и близок детям младшего школьного возраста, так как ребёнок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное. Пересказ требует от детей владения целым комплексом умений, воспринимать содержимое произведения, осмысливать его, запоминать, а затем последовательно и выразительно передать его, используя авторские слова и выражения.

Подбирая произведения для пересказа, необходимо учитывать следующие требования:

высокую художественную ценность;

идейную направленность;

динамичность, лаконичность;

образность изложения;

чёткость и последовательность развёртывания действия;

занимательность содержания;

доступность литературного произведения и его объем.

Произведения нужно подбирать сюжетные с чёткой позицией, с последовательными действиями.

Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм.

Обязательное требование к языку произведения — выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

Процесс овладения связной речью не заканчивается для ребёнка в младшем школьном  возрасте. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.

Добавить комментарий