Пересказ. Его значение для речи детей.
Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, осмысленно и связно передавать текст.
Обучение пересказу имеет значение для всестороннего воспитания детей младшего школьного возраста
Обучение пересказу способствуют решению следующих задач:
- чтение и последующее детальное осмысливание текста содействуют закреплению знаний о жизни, о явлениях природы, о животных;
- содействуют развитию произвольного внимания, памяти, воображения;
- пересказ представляет широкое поле для активной работы мышления — ведь ребёнку при пересказе надо сопоставлять, сравнивать, делать выводы, соблюдать логичность в изложении, осознать связь между событиями.
Велико влияние пересказа на речь детей:
— развивается умение слушать и понимать литературный текст;
-говорить связно, последовательно;
-формируется грамматическая правильность речи, так как дети подражают совершенным образцам;
-обогащается пассивный словарь детей;
-закрепляются, активизируются более употребительные выразительные слова;
-одновременно формируется звуковая культура речи детей.
Требования к пересказу детей
Пересказ художественного произведения доступен и близок детям младшего школьного возраста, так как ребёнок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное. Пересказ требует от детей владения целым комплексом умений, воспринимать содержимое произведения, осмысливать его, запоминать, а затем последовательно и выразительно передать его, используя авторские слова и выражения.
Подбирая произведения для пересказа, необходимо учитывать следующие требования:
высокую художественную ценность;
идейную направленность;
динамичность, лаконичность;
образность изложения;
чёткость и последовательность развёртывания действия;
занимательность содержания;
доступность литературного произведения и его объем.
Произведения нужно подбирать сюжетные с чёткой позицией, с последовательными действиями.
Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм.
Обязательное требование к языку произведения — выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.
Процесс овладения связной речью не заканчивается для ребёнка в младшем школьном возрасте. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.