Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?
Многочисленные исследования показывают, что свыше 50% школьников не знают, кем они хотят стать в будущем. Поэтому важной задачей для родителей является помощь в выборе профессии школьникам. Не навязывание своих представлений о том, кем ребёнку нужно быть или что престижно, а именно помощь, нацеленная на то, чтобы раскрыть его истинные желания и развить таланты.
На что стоит обратить внимание при выборе профессии
В этом вопросе необходим вдумчивый и основательный подход. Необходимо учитывать несколько ключевых факторов:
- Таланты и склонности ребёнка. Если вы не хотите, чтобы ребёнок в будущем ходил на работу «для галочки», создайте для него среду, в которой он сможет раскрыть таланты, и помогите выбрать профессию, которая ему действительно интересна.
- Мотивация. Именно она во многом определяет, какую профессию выбирают школьники. Нужно понять, что для ребёнка важнее — самореализация, престижность профессии, высокий доход, перспективность развития, популярность и так далее.
- Образ жизни, продиктованный будущей профессией. Здесь необходимо учитывать график, в котором ребёнку предстоит работать — некоторые профессии подразумевают удалённый или гибкий график работы, в других же присутствие в офисе и строгий график являются обязательными. Кроме того, есть профессии, которые подразумевают переезд в другой регион или активные перемещения (например, нефтедобыча, мореходство, пилотирование самолёта).
- Готовность к развитию в профессии. При выборе будущей профессии ребёнку важно понимать, готов ли он развиваться в ней в течение ближайших нескольких лет. Специалисты, которые постоянно повышают квалификацию и расширяют компетенции, всегда больше востребованы на рынке труда.
- Знакомство с профессией. По возможности помогите ребёнку лучше узнать профессию или ряд профессий, которые ему нравятся. Это можно сделать на специальных мастер-классах, днях открытых дверей или на встрече со специалистом в выбранной области.
Учитывая эти факторы, ребёнок подойдёт к выбору профессии более осознанно и сможет лучше понять, в какой сфере ему интересно развиваться.
Тесты по выбору профессии для школьников
Определять профориентацию можно уже с восьмого класса. Тесты на профориентацию — действенный инструмент, помогающий школьнику выбрать подходящую профессию.
Один из главных плюсов тестов на профориентацию — доступность. Сейчас довольно много бесплатных и платных тестов на просторах интернета, которые помогают понять, как выбрать профессию школьнику. Однако важно учитывать тот факт, что качественный тест на профориентацию должен быть построен на основе научной базы и протестирован на большом количестве респондентов. Кроме того, чтобы получить наилучший результат, после теста желательно пройти консультацию у психолога, который подробно разберёт полученную информацию, поможет выявить сильные и слабые стороны ребёнка и даст рекомендации по выбору профессии.
Помощь в выборе профессии школьнику
Выбор профессии для школьников — дело не одного дня. Поэтому крайне не рекомендуется делать это за пару месяцев до поступления в вуз, у ребёнка должно быть время, чтобы он лучше узнал о тех профессиях, которые ему интересны. А родители могут помочь ребёнку с выбором, используя несколько методов:
- Общение со специалистом, работающим по профессии, которая интересна ребёнку. Можно найти такого специалиста и среди своих знакомых. Важно, чтобы он рассказал ребёнку об особенностях профессии, графике, нюансах работы (например, что необходима подготовка ежедневных/ежемесячных отчётов).
- Мастер-класс профессионала — ещё один способ пообщаться со специалистом выбранной профессии, узнать о ней изнутри и задать интересующие вопросы.
- Дни открытых дверей в высших учебных заведениях — возможность лучше изучить выбранный вуз, программу обучения, пообщаться с преподавателями и студентами.
- Игры на погружение в профессию. Такие игры можно найти в профориентационных парках, например, «Кидбург» или «Мастерславль». Игры помогают почувствовать себя внутри профессии, отработать навыки и взаимодействия. Подходят школьникам от 14 лет.
- Экскурсии на производство позволяют узнать, как устроен процесс производства, какие технологии и техническое оборудование используется, понаблюдать за работой специалистов.
8 ошибок при выборе профессии
Подростковый и юношеский возраст – время амбициозных планов и надежд, безмятежности и ярких впечатлений. Дети особенно остро ощущают, что вскоре необходимо будет покинуть родные пенаты, расстаться с учителями и друзьями, поменять привычный уклад жизни и отправится в свободный полёт. Становится страшно и очень интересно заглянуть за ширму школьной жизни, посмотреть и прочувствовать самому, каково это, быть взрослым человеком.
Именно в этот период перед ними встаёт фундаментальная задача – выбор будущей профессии. Фактически, это их первое и весьма серьёзное решение, которое тем или иным образом повлияет на дальнейшую жизнь. Как выбрать профессию? Как не потеряться в этом большом и пока неизведанном мире? На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить и найти оптимальное решение.
Рейтинг ошибок, допускаемых при выборе профессии.
- Выбор за компанию. Данный вариант выглядит весьма заманчиво, ведь двигаться в неизвестном направлении гораздо проще со знакомыми и проверенными людьми. Однако задумайтесь вот о чём. Во-первых, школьные друзья не всегда остаются таковыми во взрослой жизни. Со временем вы изменитесь, и они тоже. Во-вторых, вам придётся отдать четыре-пять лет своей жизни на обучение специальности, которая нравится не вам, а вашему другу. Лучше задайте себе вопрос: «Интересна ли мне данная профессия?». Если чувствуете дискомфорт в душе – откажитесь, это не ваше, если спокойствие – можете пробовать. И не бойтесь остаться одни в новой обстановке. В университете вы обязательно найдёте множество знакомых и друзей.
- Выбор по совету родителей. Безусловно, родители – авторитетные и любимые люди для каждого, и их мнение нужно уметь слышать и принимать. Однако каждый человек – это отдельная личность со своими интересами и ценностями, желаниями и целями. Вы должны помнить, что в юности мы искренни и правдивы. Прислушайтесь к себе, поговорите с собой. Вы ещё в том возрасте, когда помните, на каком языке говорит душа. А душа определённо знает, что именно для вас будет лучшим и выигрышным вариантом. Доверьтесь себе.
- Престиж высшего образования. К сожалению, реальность такова, что высшее образование уже не является ведущим фактором успеха в жизнедеятельности любой личности. Совокупность знаний, умений и навыков, получаемых в университете, может обеспечить только базовую теоретическую и практическую квалификацию специалиста. Но достаточно ли этого для успеха в выбранной профессии? Определённо нет. Куда важнее процесс самообразования, который способен вырастить действительно сильную личность. Только воспитывая в себе дисциплинированность и ответственность можно достигнуть определённых успехов в выбранной сфере жизнедеятельности.
- Недостаточная осведомлённость о профессиях. Не ленитесь посетить с экскурсией университеты и, по возможности, ознакомиться со спецификой различных специальностей. Попробовать мысленно представить себя на различных рабочих местах. И прислушаться к себе. Если у вас появился лёгкий румянец и чувство воодушевления при знакомстве с какой-то профессией – это верный знак, что вы нашли своё. Не бойтесь искать.
- Ориентация только напрестиж профессии. К примеру, сейчас в тренде IT-специалисты. Это благодаря тому, что в стране появилась целая плеяда талантливых программистов, которыми по праву можно гордиться. Акцент делается на их доходах и стабильной возможности трудоустроиться. Но это не означает, что всем необходимо поступать на специальности данного профиля. Нужно обращать внимание не на престижность, а на желание работать по той или иной специальности. В любой профессии есть успешные люди, получающие удовольствие от своего выбора в жизни и имеющие все необходимые блага и ценности. Если вы выберете профессию по душе, успех и престиж придут сами.
- Неумение разобраться в своих мотивах, намерениях и возможностях. Нам легко оценивать других людей, советовать им, как поступить в той или иной ситуации. Однако мы далеко не всегда можем дать дельный совет сами себе. Что же делать в данной ситуации? Для начала, необходимо пробовать себя в различных направлениях жизнедеятельности, касающихся выбора профессии. Если же самому не удаётся разобраться – стоит обратиться за квалифицированной помощью, например, к психологу. Специалист поможет найти тот самый «свой» путь.
- Увлечение только внешней стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перелопачивают массу информации и разговаривают с десятками людей, прежде чем подготовят 10-минутное сообщение. Расспросите знакомых вам специалистов, напроситесь на экскурсию к ним на работу. Постарайтесь узнать больше о будничной стороне выбранной профессии.
- Боязнь совершить ошибку. Когда мы ошибаемся в шестнадцать или семнадцать лет, это не страшно. Любящие люди обязательно подставят нам плечо. Страшно, когда мы не двигаемся, а стоим на месте. Наши неудачи становятся опытом и фундаментом будущего успеха. Нужно только уметь извлечь из них правильные уроки. Ни в коем случае не обвиняйте себя за ошибки. Откажитесь от этой вредной привычки. Откуда вам знать – ошиблись вы или поступили правильно? Смело пробуйте и рискуйте. Если вам страшно – это замечательно! Попробовав перешагнуть эту планку, вы испытаете незабываемое чувство удовлетворения. Верьте в себя и всё получится!
Друзья! Самое главное, что вам необходимо сделать, это позволить себе роскошь быть самим собой. Если вы ощущаете душевный комфорт, эмоциональный подъём, восторг разума – значит вы на правильном пути. Нет более прекрасного состояния, чем ощущение, что в этом мире, в этом глобальном театре ты играешь себя.
Не гонитесь за идеалами и кумирами. Их стоит уважать, однако ваша уникальность и индивидуальность действительно могут привести вас к успеху и гармонии. Не принимайте мнение других людей близко к сердцу, будь то похвала или порицание. Слушайте себя и не ошибётесь. Воспринимайте всё как игру. Ведь вы ещё помните, как играют дети, правда? Они одновременно работают, получают удовольствие, позволяют себе импровизировать и ошибаться.