Консультация для родителей «Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях»
Давайте попробуем дать определение этому понятию.
Что такое конфликт?
(Предложить родителям ответить на данный вопрос.)
Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления.
Конфликт – это болезненное состояние его участников, которое может привести либо к примирению, либо к отчуждению
- Скажите, что самое страшное в конфликте?– это чувства, которые испытывают люди друг к другу. Причем отрицательные.
Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликта
- Предлагается серия вопросов, побуждающих родителей к педагогическому самоанализу:
— Каковы наиболее частые причины возникновения конфликтов в общении с вашим ребенком?
— Вспомните себя в этом возрасте. Какие ситуации чаще всего были причиной конфликтов в общении с вашими родителями?
-Как на них реагировали ваши родители (мать и отец)?
— Как чаще всего в этих ситуациях реагируете вы?
— Видите ли вы какое-то сходство ваших действий с действиями ваших родителей?
Вывод: что в разрешении конфликтов они нередко подвержены определенным, усвоенным еще в своих родительских семьях, стереотипам, которые не всегда осознаются
- 3.Как вы думаете, кто чаще всего бывает инициатором конфликтов в семье?
После ответов родителей им предлагается проанализировать следующую ситуацию и определить инициатора конфликта:
Ситуации:
-«Четырехлетний Вова послал бабушку к черту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:
— Бабушка о тебе заботится, а ты ее оскорбляешь! Сын парирует:
— Но ты ведь маме тоже так говорил! Вмешивается мать:
— Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребенка требуешь вежливости!»
Прошу вас проанализировать эту ситуацию.
После этого родителям задается вопрос:
-Кто чаще всего бывает инициатором конфликтов в вашей семье? Если можно, приведите пример.
В процессе обобщения педагогу уже не составляет труда подвести родителей к заключительному выводу о том, что конфликт с детьми в семье чаще всего провоцируется педагогическими ошибками родителей.
- Подумайте и постарайтесь назвать качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов.
Родители называют качества поочередно.
Например:
«Умение слушать и, главное, слышать другого», «Хладнокровие и выдержка»,
«Сдержанность в эмоциях»,
«Терпение», «Умение влиять на другого»,
«Красноречие», «Способность поставить себя на место другого», «Умение аргументировать свою позицию»,
«Не многословие», «Умение убеждать».
Родители должны помнить, что конфликтную ситуацию нельзя решить следующими мерами:
— угрозы, указания, приказы;
— диктовка ребенку выхода из ситуации, принятого вами, но не принятого им;
— морализаторско-менторские поучения;
— гнев, раздражение.
- Анализ и решение конфликтных ситуаций:
(Раздать родителям)
Ситуация 1
Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему сыну или дочери за помощью. В ответ — “это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся”
Как вы поступите в такой ситуации?
— Есть ли другое мнение? Кто считает иначе?
Ситуация 2
Приведите примеры, когда вы говорили «НЕТ» своему ребенку.
Ситуация 3
Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью.(Чтоб он не плакал идя в сад). Он их потерял. Когда ребенка забрали из детского садика ребенок стал просить еще денег, взамен утраченных.
Как поступить в такой ситуации?
— Есть ли другое мнение
Ситуация 4. Мама торопиться домой, но ребенок не одевается, а играет, балуется. Как поступить?
Решение проблемы:
вовлечь ребёнка в процесс решения проблемы. Необходимо чётко и немногословно сообщить ребёнку, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребёнка необходимо.
«Мне становится стыдно всякий раз, когда наши и твои гости видят беспорядок в этой комнате. Боюсь, что от остатков еды могут завестись тараканы. Давай это обсудим».
Важно!!! Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д.
- Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка. После этого он говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения».Заменяем все Ты — высказывания на
Я – высказывания (грамотное высказывание своего недовольства)Скажите ребенку, что Вы чувствуете по поводу этой ситуации:
Я обеспокоена, когда слышу это»
- «Я огорченаэтим»
- «Я так волнуюсьза тебя»
- «Меня очень утомляет громкая музыка» (слайд 12)
Ты –высказывания воспринимаются ребенком как обвинение, критика, угроза.
Я – сообщения представляет возможность детям узнать нас поближе, узнать наши чувства и причину нашего раздражения.
- Практическая работа:
Давайте с вами потренируемся и попробуем поучиться перефразировать наши Ты –высказывания и заменить их на Я- высказывания.
Раздать родителям Ты –высказывания:
- Ты никогда меня не слушаешь (Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю);
- Что ты все время разговариваешь параллельно со мной? (Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос – задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
- Вечно ты хамишь! (Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь я постараюсь быть более терпеливой.)
- Ты всегда ужасно себя ведешь! (Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь сдержан).
- Ты всегда без спросу берешь со стола мои вещи!( Мне не приятно, когда без просу берут вещи. Предварительно, спроси меня, можно ли это сделать.
- Ты такой неряха! (Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей)
- Ты не мог бы сделать музыку потише? (Меня очень утомляет громкая музыка)
Детям очень плохо без нашей ласки, любви и внимания.
На память о нашей с вами встрече хочу подарить памятки для родителей, в которых вы найдете много полезной информации о воспитании, умении выйти из конфликтных ситуаций. Закончить нашу встречу мне хотелось бы словами Омара Хайяма.
Других не зли и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так смирись,
Умнее будь и улыбнись.
Холодной думай головой
Ведь в мире все закономерно
Зло, излученное тобой
К тебе вернется непременно.
Рекомендации:
- всегда помнить об индивидуальности ребенка;
- учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
- стараться понять требования маленького ребенка;
- помнить, что для перемен нужно время;
- противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
- проявлять постоянство по отношению к ребенку;
- чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив; одобрять разные варианты конструктивного поведения;
- совместно искать выход путем перемены в ситуации; уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;
- ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;
- дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;
- логически разъяснять возможности негативных последствий; расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
- учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.