«Куда пойти учиться?» «Кем быть?» — самые наболевшие вопросы для всех старшеклассников, а в частности, для учащихся выпускных классов. Выбор профессии очень ответственный и серьезный шаг в создании своего будущего в школе.
Сегодня в Беларуси востребованы рабочие профессии, в списке вакансий они занимают почти 80 процентов. Развитие экономики невозможно без квалифицированных рабочих и спрос на рабочие профессии растет.
Рабочая профессия – это не только востребованная профессия, но и профессия, которая сегодня развивается и совершенствуется. Преобладающим типом рабочего должен стать высококвалифицированный специалист, как минимум с общим средним образованием, владеющий несколькими смежными профессиями.
Рабочая профессия имеет немало положительных характеристик, и ее получение может стать более выгодным, чем получение высшего образования.
К «плюсам» выбора рабочей профессии можно отнести:
— Получение профессии за небольшой сроки на бесплатной основе.
Система профессионально-технического обучения с учетом требований рынка труда обеспечивает бесплатность и доступность получения не только профессии, но и общего среднего образования, позволяющего продолжить обучение в системе среднего специального или высшего образования
Срок обучения определяется сложностью специальностей и составляет: для лиц, обучающихся на основе общего базового образования-до 3 лет, для лиц, обучающихся на основе общего среднего образования- от 1 года до 2 лет.
— Получение востребованной на рынке труда профессии и гарантированное трудоустройство. Дефицит кадров определяет готовность работодателя брать на работу молодых специалистов без опыта работы, в то время выпускнику вуза зачастую недостаточно наличие диплома.
— Высокий начальный уровень оплаты труда. Рабочему с высокой и востребованной квалификацией работодательготов сразу предложить хорошую зарплату. Оплата труда молодого слесаря может значительно превышать зарплату молодого юриста.
Разница оплаты труда рабочего зависит не только от приобретенной профессии и уровня квалификации, но и от отрасли экономики, а также отдельного предприятия. Проведенная модернизация производства, внедрение инноваций для многих предприятий определили создание конкурентоспособных рабочих мест.
— Постепенный карьерный рост. Нередко успешные руководители в сфере промышленности начинали свою карьеру с освоения рабочей профессии. Для карьерного роста огромное значение имеет мастерство и навыки. Если в ВУЗах в основе образовательного процесса — теория, то обучение в профессионально-технических и средних специальных учреждениях образования предусматривает от 40 и более процентов времени на практическую работу, что обеспечивает им большую ценность на рынке труда. Получив опыт работы, став мастером производства, работник может поступить в ВУЗ. И такое обучение более эффективно, так как человек знает свою специальность на практике.
Многие предприятия, работают совместно с иностранными производителями, а это значит — оборудование мирового уровня, использование современной техники и технологии. Поэтому работодатель сегодня ждет технически подготовленных рабoчих, которые могут работать не только руками, но и головой. Если раньше от работника требовалось качественно и планово выполнять работу, то в современных условиях ценится желание расти в своей профессии.
— Организация собственного дела или свободная занятость, опирающаяся на полученную профессию. Зная своё дело, выпускник может работать на себя: организовать собственноедело или же заняться выполнением заказов физических лиц. Например, штукатур, облицовщик-плиточник помимо трудоустройства по договору может организовать собственную строительную фирму, а может выполнять частные заказы. Подобные варианты существуют для многих рабочих профессий.
— Рабочая профессия развивается и совершенствуется.
В наше высокотехнологичное время все больше требуется присутствие интеллекта во всех видах человеческой деятельности. Согласно данным статистики, уже сейчас около 3% рабочих мест должны быть заняты кадрами именно с высшим образованием. Развитие инновационной экономики, высоких технологий в производственной сфере в свою очередь требует наличия высококвалифицированных рабочих и специалистов, которые имеют подготовку и готовы работать на высокотехнологичном производстве. На некоторые профессии, по которым раньше использовались кадры невысокой квалификации, сегодня требуется квалификация среднего или высокого уровня. Более высокий уровень образования необходим для работы на современной зерноуборочной технике. Будут востребованы высококлассные рабочие, которые, освоив профессию, смогут в перспективе работать на станках с числовым программным управлением.
При выборе профессии необходимо учитывать реалии сегодняшнего дня. В условиях рыночной экономики необходимо быть готовым к смене профессии. Современная система профессионального обучения даёт возможность получить смежную профессию.