Линия Сталина
Звучит как набат
Здесь жизнь отдавали
Десятки солдат.
На этих высотках
На крае земли
Они насмерть стояли
Чтоб враги не прошли.
Их подвиг бессмертен
В те грозные дни
Стоят обелиски
Мы память храним.
Сегодня над полем
Стелет светлый туман
Траншеи и доты
Зеленый курган.
Приходят потомки
Героев тех лет
Минута молчанья
Как клятвы обет!
Гигин В.Г.
Отгремевшая 77 лет назад, Вторая мировая война оставила нестираемый след в истории человечества. Её политико-экономические последствия до сих пор влияют на наш мир, а материальные свидетельства этой кровопролитной бойни можно увидеть во многих уголках нашей планеты. Огромное количество их сохранилось и на территории Республики Беларусь. Спустя десятилетия из болот достают военную технику, в строительных котлованах находят неразорвавшиеся снаряды, а леса изрыты многочисленными траншеями и окопами.
Артефакты тех времён можно увидеть и в многочисленных музеях нашей страны. Но музей есть музей. В них нельзя, за редким исключением, прикоснуться к экспонатам и рассмотреть их со всех сторон. А вот в 20-ти километрах от Минска есть место, где можно потрогать историю своими руками. Около деревни Лошаны расположен историко-культурный комплекс “Линия Сталина”.
С целью гражданского и военно-патриотического воспитания, сохранения памяти о погибших в годы Великой Отечественной войны, а также в рамках акции Год исторической памяти и в канун Дня Великой Победы учащиеся старших классов нашей школы посетили Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», пожалуй, самый известный музейный комплекс под открытым небом. Экспозиция задумывалась и создавалась так, чтобы с первых шагов можно было ощутить дух времени.
Линия Сталина — этого огромных размеров исторический комплекс, созданный к 60-й годовщине Великой Отечественной войны, в 2005 году. В основе музея — восстановленные доты Минского укрепрайона, построенные в начале 30-х годов прошлого века. Вообще на территории Беларуси существовали 4 укреп-района: Минский, Слуцкий, Полоцкий, Мозырский.
Линией Сталина негласно называли линию укреплений 30-х годов, которая тянулась вдоль Советско-польской границы (от Карельского перешейка вплоть до Черного моря). Вся линия состояла из 23 укрепрайонов и включала в себя более 4 тысяч долговременных огневых точек (ДОТов). Строилась линия с 1928 года по 1939 и простиралась она почти на 1200 километров.
С 25 по 26 июня 1941 года Минский укреп-район принял на себя первые удары фашистской армии.
Сегодня территория музея обширна, она занимает почти 40 гектаров: здесь находятся и ДОТы (долговременная огневая точка), и боевая техника на специальной площадке, и авиация, и противотанковые укрепления, и еще много чего интересного. Например, на территории музея находится функционирующая электростанция, построенная в 1938 году.
Здесь можно побродить по настоящим военным окопам и укреплениям, пострелять из настоящих пулеметов. Представляете, какой восторг это вызывало у наших ребят!
Первым объектом нашей экскурсии Артиллерийский полукапонир № 134.
В трехабразурном ДОТе, рассчитанном всего на 12 человек, была полностью воссоздана обстановка тех лет. Из обстановки можно отметить: один ручной пулемет, три станковых пулемета, перископ, чтобы наблюдать за противником (в него, кстати, можно заглянуть). Экскурсовод рассказала нам, как была устроено фильтро-вентиляционная система того времени.
По пути экскурсовод показала нам разные противотанковые заграждения. Здесь представлены и наши противотанковые ежи, и немецкая высокотехнологичная система противотанковых заграждений.
Места, где расположен музей, очень живописные.
Война тема серьёзная, но дай возможность мальчишкам, да и девчонкам, залезть на зенитную пушку, у которой все ручки крутятся, а механизмы работают, и они будет веселиться, как малые дети.
37-миллиметровая автоматическая зенитная пушка образца 1939 года (61-К) — советская модифицированная копия шведской пушки Bofors L60 — могла не только поражать цели на высоте в несколько километров, но и вести огонь по наземных целям. Что и продемонстрировали ребята.
Покрутив всевозможные маховики у очередной зенитки, отправляемся смотреть так называемую “Дорогу войны”.
Груды искорёженной техники, бутафорские могилы и полное отсутствие людей вокруг делает это место очень антуражным и передаёт дух того времени.
Поразила ребят и проржавевшая ГАЗ-М-20 “Победа”. Этот автомобиль поступил в серийное производство уже после окончания войны в 1946 году.
Далее подходим к сильно поврежденной (отсутствует даже часть ствола) самоходной артиллерийской установке СУ-100 класса истребитель танков, которая производилась с 1944 года на базе шасси танка Т-34-85.
Изучение останков техники оказалось на редкость интересным занятием. Ребята залезли везде, где можно залезть, и сделали большое количество фотографий.
Далее экскурсовод привела нас на площадку, где было выставлено много военной техники.
После этого мы воспользовались возможностью пройти на территорию за озером, где расположена авиатехника. Там представлены следующие экземпляры: СУ 25, МИГ-23, боевой вертолет МИ-24, известный как «вертушка».
Надо отметить, что озеро — искусственный водоем тоже появился здесь не случайно. В экспозицию музея включена понтонно-мостовая переправа, ведь как известно во время Великой Отечественной войны такие сооружения использовались очень часто.
Комплекс уникален тем, что все его экспонаты настоящие. На многих сохранились следы от пуль и снарядов, вмятины от осколков. И каждый экспонат можно потрогать руками! Далеко не каждый музей может этим похвастаться. И даже экскурсоводы здесь одеты в форму командиров и бойцов Красной Армии. Наши ребята также не упустили возможность побывать внутри ДОТа и окопа, подержать в руках стрелковое оружие, почувствовать себя истинным защитником Отечества
Многие ребята решили попробовать себя в роли стрелков. Опытный военный заряжает орудия, готовит их и говорит, как нажать на курок. В общем-то ничего страшного. Если не считать стрельбы из противотанкового орудия.
Надо сказать, что выстрел из этого орудия просто оглушителен, поэтому стреляющему дают специальные наушники, которые глушат удар.
Тем, кто стоит рядом, надо очень сильно заткнуть уши, иначе вообще можно оглохнуть. Тем, кто этот наказ проигнорировал, может, час пришлось отходить, так как звенело в ушах ещё долго!
Но главная «фишка» «Линии Сталина» — танки. В отличие от большинства других музеев, они здесь «живые» — рычат двигателями, чихают копотью и месят стальными гусеницами грязь бездорожья. Только увидев их в движении, почувствовав, как дрожит земля, когда многотонная махина проползает рядом, заглянув в черную дыру дула, понимаешь всю неукротимую мощь, с которой приходилось жить бок о бок нашим дедам и прадедам на протяжении долгих четырех лет Великой Отечественной.
Многие из посетителей не упустили возможность, чтобы прокатится на танке! Зрелище впечатляющее!
Кстати, наши ребята выстояли огромную очередь, чтобы ощутить весь драйв полета на вертолете МИ-2. Да, это того стоило! Впечатления зашкаливали!