МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Коммуникативная методика обучения иностранному языку

(на снимке: применение метода «Карусель» учителями иностранного языка Пустозвоновой Татьяной Алексеевной и Речиц Наталией Ивановной)

Умение говорить грамотно — вот основной навык, над совершенствованием которого работает коммуникативная методика. Учащихся учат не только говорить на разные темы, но и при этом следить за правильностью речи. Не секрет, что языковой барьер часто развивается от того, что человек боится допустить ошибку в разговоре. И с этим страхом успешно борется коммуникативный подход: развитию навыка говорения посвящено до 70% времени урока. Коммуникативная методика помогает снять и непосредственно языковой, и психологический барьер: у вас пропадает страх разговаривать на английском.

Коммуникативная методика обучения иностранному языку направлена на развитие умения спонтанно говорить на различные темы. На занятиях используется в основном только изучаемый язык.

Е.И. Пассов, подробно рассматривая коммуникативный метод в обучении говорению в своей книге «Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования», выделяет 4 признака данного метода.

Во-первых, этот метод характеризуется дифференцированностью, которая проявляется в том, что каждый прием данного метода служит средством достижения определенной цели; такой целью является умение совершать какой-либо вид речевой деятельности.

Второй по важности признак-это независимость метода от условий обучения. Суть этого признака заключается в том, что метод определяет стратегию обучения, а не тактику, соответственно выбор его не может зависеть от языка, ступени общения и т.д.

В-третьих, способность метода охватывать все стороны обучения речевой деятельности, что достигается за счет совокупности принципов, входящих в метод.

Четвертым признаком является наличие главной идеи позволяет принципам быть функционально обусловленными. И этой идеей является коммуникативность обучения.

Е.И. Пассов пишет, что «коммуникативный метод основан на том, что процесс обучения является моделью процесса коммуникации» (Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. С. 30).

Коммуникативность, по его словам, предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается в том, что путь к речевой цели является речевым пользованием языком (Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. С. 32-35).

 

Мозговой штурм, «мозговая атака» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.

«Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи. Алгоритм проведения:

  1. задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения;
  2. предложить высказать свои мысли по этому поводу;
  3. записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника);
  4. когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников;
  5. завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов.

 

Метод ассоциаций — это первый и основной метод развития памяти, который необходимо освоить обязательно, так как он функционален не только сам по себе, но и является составной частью большинства методов эффективного запоминания. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными. Метод ассоциаций особенно удобен для запоминания логически не связанной информации.

Блицопрос-Первый ученик задает короткий вопрос второму, второй-третьему и т.д. до последнего ученика. Время на ответ – несколько секунд, учитель имеет право снять вопрос, не соответствующий теме или недостаточно корректный. Как вариант можно устроить соревнования между рядами на время (какая из групп, не прерывая цепочку, правильно и быстрее других ответит на вопросы.) При этом надо выбрать рефери, контролирующего правильность ответов и время, за которые ученики справятся с заданием.

Карусель– метод, целью которого является:

— тренировка учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

— активизация речемыслительной деятельности учащихся;

— развитие речевой реакции учащихся.

Учащиеся образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, а внешнее — ученики, которые меняются через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают поговорить за несколько минут несколько тем и стараются убедить в своей правоте собеседника.

 

Снежный ком. В основе метода учебного сотрудничества лежит совместная деятельность, поиск разнообразных видов взаимодействия: работа в парах, малых группах, бригадах. В ходе такого содействия дети побуждаются к коллективному решению проблем и активному диалогу. Работа в классе организована так, чтобы стимулировать и поощрять взаимодействие между учениками.

Это упражнение очень эффективно — оно позволяет за короткое время выучить достаточно большое количество слов.

 

Аквариум– это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.

Преимущества метода:

  • эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени;(компенсаторная компетенция)
  • учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков;
  • стимулирует участников к практической работе.

Ролевая игра– это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций. Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров детей.

Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.

 

Дебаты. Для проведения дебатов необходимо сформировать две команды, по три человека в каждой. Одна команда, так называемая команда А, дает аргументацию в пользу спорного вопроса, а команда В является ее оппонентом, и ее доводы — против спорного вопроса. Остальные учащиеся являются судьями дебатов. Их задача внимательно слушать и оценивать успешность каждой команды по следующим критериям:

  1. презентация ситуации и аргументации;
  2. убедительность и доказательность аргументов;
  3. организация работы команд;
  4. речь выступающего: четкая, легко понимаемая

Обычно берется одна или две минуты для выступления каждого члена команды и одна минута для обсуждения последующих доводов и аргументов.

 

Дискуссия –это особая форма коллективного сотрудничества, способствующая активной напряженной мыслительной деятельности.

Дискуссия предполагает прежде всего хорошую нравственную атмосферу понимания, которую на уроках иностранного языка можно достичь благодаря разработке и тщательному соблюдению следующих правил, применимых к высказыванию учащихся на английском языке:

  1. любую мысль можно высказать без боязни (учащиеся не боятся того, что их высказывание будет подвергнуто критики, сочтут недостаточно глубоким, а самое главное – допустит ошибки в английской речи);
  2. количество предлагаемых идей должно быть как можно больше;
  3. высказанные идеи разрешается комбинировать как угодно, а также видоизменять, т.е. улучшать идеи, выдвинутые другими членами группы или другими учащимися.

Вертушка общения-данный прием позволяет за короткий промежуток времени учащимся пообщаться и выслушать нескольких учащихся. Учащимся предлагаются определенные отрывки по предложенной теме. Учитель формирует два круга: внутренний (статичный) и внешний (динамичный). Учащиеся общаются одновременно и по хлопку учителя внешний круг начинает движение вправо.

Дебаты на воздушном шаре — каждый учащийся выбирает для себя знаменитость. Все участники путешествуют на воздушном шаре. Неожиданно шар начинает терять высоту. Кто-то должен спрыгнуть вниз, чтобы шар поднялся. Каждый учащийся имеет 2 минуты, чтобы объяснить, почему он/а важен для мира.
Вариация: вместо знаменитых людей можно выбрать профессии.

Быстрота мышления-класс разбивается на мини-группы. Каждая группа получает два набора карточек: вопросы и активные слова. Учащиеся по очереди отвечают на вопросы, используя активные слова.

Объясни свой поступок-учащиеся получают карточки с какой-либо ситуацией (желательно неординарной). Их задача – придумать правдоподобное объяснение, используя как можно больше активных слов.

Рассказ для особых слушателей – учащиеся составляют монологические высказывания по одной и той же теме, с одной и той же новой лексикой, но с разной коммуникативной адресованностью (для детей, для глухих и т.д.)

 

Умный секретарь – учащиеся делятся на две команды. В каждой команде выбирается секретарь – человек, который быстро и правильно пишет. На стульях перед доской для каждой команды лежит текст. По сигналу учителя первый учащийся бежит к стулу, старается запомнить максимум информации из текста, возвращается к своей команде и диктует секретарю то, что он смог запомнить. К доске бежит следующий учащийся…и так, пока текст не будет дописан до конца. В конце диктанта оценивается как содержание, так и правописание.

 

Линии — учитель делит учащихся на 2 группы (группу учителей и группу учеников), равные по количеству человек, но разные по уровню. Учащиеся выстраиваются в две линии напротив учителей. По сигналу учителя в течение 1-2 мин должны научить учеников как можно большему количеству новых слов. По сигналу учителя ученики сдвигаются на одного человека, а последний переходит к первому учителю. Упражнение продолжается до тех пор, пока учащиеся не побывают у всех учащихся.

Слова на стене — Учитель расклеивает новые лексические единицы на различные предметы в классе. Учащиеся проходят по классу, составляя предложения с использованием нового слова и названия предмета, на который оно наклеено. Затем учитель снимает слова с предметов, и учащиеся вспоминают предложения, которые они составили.

 

Грамматический марафон  – Учитель раскладывает по класс карточки с грамматическими явлениями (глаголы с предлогами, наречия, глаголы в определенной временной форме) Учащиеся проходят по маршруту, составляя историю с использованием грамматического явления.

 

Фрутбаскет — учащиеся садятся в круг. Учитель стоит в центре круга и даёт инструкцию: «Поменяйтесь местами, если на вас джинсы». Студенты, которым подходит описание, должны поменяться местами. Преподаватель также старается занять свободное место. В центр круга становится студент, которому не хватило стула.

PRES (point of view – точказрения, reason — причина, example — пример, summary — итог). Цель — развитие у учащихся умений грамотного формулирования своей точки зрения, позиции в дискуссии, совершенствование системы аргументации.

Микрофон – предмет, играющий роль микрофона, передаётся друг другу. Говорить разрешается только тому, кто держит в руках микрофон, остальные его внимательно слушают. Когда один учащийся закончил выступление, микрофон переходит к другому желающему выступить или его передаёт учитель. Этот простой метод воспитывает уважение к сотоварищам и мыслям, которые они высказывают.

Следовательно, коммуникативный подход – это взаимодействие во время общения и достижение коммуникативной цели.

Добавить комментарий