19.12.2018 состоялось заседание методического совета, на котором был обобщён опыт Карпызы Натальи Николаевны по теме: «Приёмы формирования умений самоконтроля учебной деятельности у учащихся на основе рефлексии на уроках химии»
У учащихся возникают затруднения, которые вызывают потерю интереса к обучению. Не зная причин затруднений, учащиеся не могут осуществлять коррекцию. Отсутствие рефлексивной функции блокирует перспективу развития. Недостаточно налажена обратная связь между учащимися и учителем.
Используя методы рефлексивного обучения, Наталья Николаевна пришла к выводу, что учитель может помочь ученику в формировании объективной самооценки познавательной деятельности, в организации коррекции своей деятельности по преодолению затруднений.
Цель работы: систематизировать методы и формы организации рефлексивной деятельности учащихся, направленных на формирование умений самоконтроля учебной деятельности.
Задачи:
1.Определить оптимальные формы и методы рефлексивного обучения с учётом достижений педагогической практики.
2.Определить условия, необходимые для формирования рефлексивных умений.
3.Разработать дидактические задания к урокам, с целью формирования у учащихся рефлексивных умений.
4.Используя критерии для диагностики сформированности рефлексивных умений, оценить результативность применения методов рефлексивного обучения.
Работа по обобщению данного опыта проводилась в несколько этапов в период с 2010 по 2017 годы.
Сущность опыта состоит в отборе оптимальных методов и форм организации рефлексии в общеобразовательной школе с учётом профильного обучения. Рефлексивное обучение – обучение, при котором педагог организует рефлексивную деятельность учащихся на формирование способности к управлению собственной интеллектуальной деятельностью, выраженной в умениях самообразования. Наталья Николаевна разработала уроки по целым темам органической и неорганической химии. Одним из важнейших элементов этих уроков является самопроверка и взаимопроверка на разных этапах урока: входной и выходной контроль, а также в конце каждого учебного элемента. В завершении урока каждый учащийся может оценить свою деятельность и выставить себе итоговую оценку. Этап самоконтроля можно организовать на традиционных и нетрадиционных уроках в разных формах: тестовые задания, задачи, химические диктанты и др. В своей практике учитель использует методику, напоминающую модульную технологию. Её суть сводится к подаче материала блоками, и использовании карточек с разноуровневыми заданиями в четырёх вариантах. Задания подбираются с учётом их направленности на формирование рефлексивных умений.
Благодаря использованию методов рефлексивного обучения достигается значительный образовательный эффект. Это прослеживается в повышении интереса и популярности предмета химии в школе. Уже три года в школе работает химико – биологический профиль. Ребята показывают хорошие результаты при сдаче ЦТ, поступают по профилю в ВУЗы. Традиционно учащиеся нашей школы становятся призёрами II этапа республиканской олимпиады и успешно выступают на III этапе.
Применение рефлексии на уроках химии позволяет решить вопросы прямых и обратных связей при взаимодействии учащихся и учителя, повышает степени мотивации и эмоциональности, обеспечивает активное участие школьников в процессе получения результата обучения, помогает ученикам планировать и прогнозировать свои возможности, критически относиться к своей учебной деятельности, осуществлять адекватную самооценку.