Вопрос «Кем быть?» — один из главных вопросов для каждого молодого человека, от решения которого зависит его дальнейшая жизнь. Правильно выбранная профессия – это удовлетворенность процессом труда, возможность максимального проявления творчества, основа осуществления всех жизненных планов.
Важное звено трудового воспитания – профориентация учащихся. В трудовых делах развиваются общественно значимые мотивы выбора профессии, способность мобилизовать все свои силы.
Одним из направлений профориентационной работы является взаимодействие с учреждениями высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, управлением по труду, занятости и социальной защите населения.
К профориентационной деятельности привлекаются все субъекты – это классные руководители, учителя-предметники, семья подростка, социально-педагогическая и психологическая служба, государственные и общественные организации, представители средств массовой информации, администрация школы.
Проведение мероприятий во внеурочное время относится к активной форме привлечения внимания педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров к вопросам профориентации. Классные и информационные часы, на которых учащиеся в активной форме продолжают знакомиться с миром профессий, лучшими представителями и специалистами различных сфер трудовой, образовательной и научной деятельности.
Руководитель факультативных занятий «Профессия моей мечты» и «Введение в педагогическую профессию» Дорохович Т.М. отмечает, что профориентация предполагает два направления деятельности: профинформирование и профконсультирование. На занятиях по профориентации необходимо определить профессиональные интересы, изучить спрос профессий на рынке труда.
Карпыза Н.Н. отметила, что в организации предпрофильной подготовки важны следующие направления: организация факультативных занятий, встречи студентов медицинских вузов с учащимися 9х классов, участие в вебинарах, организованными БГТУ.
Одной из эффективных форм ознакомления учащихся с современными профессиями и разными условиями труда являются профориентационные экскурсии, которые призваны погрузить школьников в палитру самых разнообразных профессий: производственных, интеллектуальных, творческих, исследовательских, медицинских и многих других.
Учащиеся школы посетили ОАО «Минский тракторный завод», ОАО «Пружанский льнозавод», ОАО «Пружанский радиозавод радиодеталей»
Бартош Е.Н. обратила внимание, что в ходе экскурсионного мероприятия ученики узнают о производственной и социально-культурной сфере, о возможностях профессионального роста, о ступенях профессионализации на предприятии. Помимо расширения кругозора экскурсии показывают работу предприятия изнутри. Ребята посещают производственные цеха и площадки, рабочие лаборатории, экспериментальные установки.
Экскурсии оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетают в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор.
Хмелевская М.З. отметила, что профориентационная работа на уроках русского языка и литературы позволяет формировать у учащихся профессиональное самосознание и помогает им в самоопределении.
Цель учителя — профессиональное просвещение детей и пробуждение у них интереса к различным видам трудовой деятельности. Учащихся необходимо постепенно вводить в огромный мир профессий, учить их ориентироваться в этом мире. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Недаром ещё К.Д. Ушинский говорил:
Если вы удачно выберете труд
И вложите в него всю свою душу,
То счастье само вас отыщет.
(материалы педсовета №3 от 01.03.2023)