Взрослые говорят о семилетнем ребенке, что он очень изменился, стал не таким понятным, каким был раньше – более трудным. В большинстве случаев они забывают, что ребенок находится в ситуации кризиса 7 лет. В чем же проявляются особенности кризиса 7 лет?
Младший школьный возраст характеризуется переходом к овладению принципиально новыми для него формами выражения отношений к другим людям. В поведении младших школьников теряется непосредственность и наивность. Если раньше в поведении ребенка можно было легко по его внешнему виду определить его состояние, то теперь это сделать достаточно сложно. Наблюдается несоответствие внешнего проявления поведения его внутреннему содержанию. Ребенок уже может контролировать себя, говорить не то что думает, а то, что ждут от него взрослые.
Неумение и нежелание взрослых учитывать эти изменения приводят к нарушению взаимопонимания между родителями и ребенком, к различного рода конфликтам, порой трудноразрешимым. Эти конфликты имеют существенные последствия для развития личности ребенка, оказывают отрицательное влияние на формирование черт его характера: появляется тревожность, лживость, агрессивность и т.д.
Немаловажной особенностью кризиса 7 лет является возникновение чувства собственного достоинства и самолюбия у ребенка. Поскольку к 7 годам дети уже достаточно хорошо осознают свои переживания, то именно переживания вызванные оценкой взрослого приводят к изменению их поведения и отношения к себе.
Нередко взрослые прибегают к неадекватным формам общения, например, формируют в ребенке чрезмерное чувство стыда, подчеркивают его недостатки по сравнению с другими детьми и т.д. Известно, что дети в этом возрасте, как правило без всякой критики воспринимают оценки взрослых, кладут их в основу отношения к себе.
Стиль общения взрослых с ребенком может затруднять овладение им учебной деятельности, а иногда может привести к тому, что реальные, а подчас надуманные трудности, связанные с учебой, начинают восприниматься ребенком как неразрешимые. Вследствие чрезмерно заниженного самоуважения у ребенка часто возникают такие реакции на негативные слова взрослого, которые проявляются в нарушении дисциплины, затруднениях в учении, в конфликтах, в психофизиологических реакциях (заикании и т.п.).
Зависимость от взрослых говорит о неумении младших школьников решать самостоятельно конфликт, и поэтому он может приобретать затяжной характер.
В общении с младшими школьниками родителям нужно учитывать кризисные особенности этого возраста и всеми способами поддерживать в ребенке самоуважение, развивать чувство собственного достоинства. В своих педагогических воздействиях надо исходить из оправданного педагогического оптимизма.