Роль родителей в подготовке детей к школе
- Нужно ли готовить ребёнка к школе?
Педагоги и психологи считают, что готовить надо обязательно. Только без принуждения и наказаний.
- Что необходимо делать, чтобы ребёнок был интеллектуально готов к школе?
Заставлять готовить и незаметно его готовить – разные вещи. В первом случае, если проводить обязательные ежедневные «уроки», объясняя ребёнку, что в школе ему будет ещё труднее, можно не только напрочь отбить у него интерес к учёбе, но и составить страшную «картину» школы. Взрослое отношение «надо» для детей не подходит. Ребёнок должен захотеть пойти в школу. И если он захочет – это будет победой родительской педагогики. Оставшееся время до школы посвятите активному целенаправленному общению с вашим ребёнком. Общение с родителями- большая ценность для ребёнка. А если общение вы будете организовывать непринуждённо, в игровой форме, тем более эффективным оно будет. Сейчас можно приобрести много интересной литературы. Так, например, я сама для подготовки своего сына приобрела «Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребёнка его возрасту» Е. Косинова, «Умные книжки. Тесты.» Земцова О. Н., «Развивающие упражнения», покупала российский журнал (55 выпусков) «Научи меня, мама». Такая литература помогает взрослым проконтролировать, соответствует ли норме уровень развития психических процессов ребёнка (память, внимание, мышление, воображение), проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний (математика, развитие речи, знакомство с окружающим миром), выявить в каких из них он преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания. С такой литературой легко и удобно работать, и для маленького ученика занятия превратятся в весёлую и увлекательную игру.
Самый важный способ развития – чтение. Читайте детям книги не менее получаса в день.
- Подвижный ребёнок, хорошо бегающий, прыгающий, не будет испытывать затруднений при обучении письму?
И очень ловкий ребёнок может испытывать затруднения при письме, именно потому что это совершенно другой навык. Точно координировать движения пальцев, кисти, всей руки помогают рисование, штриховка, раскрашивание ( но небольших поверхностей!), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов, игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, лего). В повседневной жизни эти навыки хорошо развиваются при застёгивании и расстёгивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании шнурков.
Внимание! При выполнении любых графических заданий ( раскрашивании, штриховке, копировании) следите за правильным положением ручки (карандаша),тетради, позой школьника. Рука не должна быть сильно напряжена, пальцы следует чуть расслабить. До тех пор пока наш «ученик» не научился правильно держать ручку, правильно сидеть, не давайте сложных заданий.
- Что необходимо делать, чтобы ребёнок был эмоционально готов к школе?
В первую очередь необходимо учитывать особенности данного возраста. Ребёнок не может работать долго. 10-15 минут — вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны именно на такой промежуток времени. Старайтесь избегать грубого тона, окриков и таких руководящих указаний, как «Сколько раз повторять тебе одно и тоже», «Опять ты делаешь не то… не так…». Не забудьте похвалить ребёнка за правильно сделанную работу, даже если сделано не всё и не совсем так: «Сегодня уже лучше, но вот ты забыл…».
Если ваш ребёнок соматически ослаблен, часто болеет, у него быстрая истощаемость или возбудимость нервной системы, результаты его деятельности будут неустойчивы — сегодня стихотворение рассказывает, а завтра вспомнить не может. В этом случае нужна не тренировка, а комплекс мер по поддержанию здоровья ребёнка.
- Что необходимо делать, чтобы ребёнок был социально готов к школе?
Социальная готовность ребёнка начинается дома. Необходимо научить его взаимоотношениям со сверстниками и создавать такую обстановку, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу. Для этого чтобы желание возникло и представление сложилось, необходимо соблюдать первое и главное условие- родители в разговорах с ребёнком о школе, в разговорах о школе между собой при ребёнке не должны отзываться о ней негативно.
Ребёнок должен уметь входить в контакт с одноклассниками и учителями. Умение ребёнка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости- качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Дети, не умеющие входить в контакт со сверстниками и учителем, часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые им интересны, а остальные задания они выполняют небрежно, наспех. Ещё хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу.
- Любой ребёнок, пришедший в школу, будет успешно в ней учиться?
Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребёнка индивидуален. К школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта — знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится считать и писать. Но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки. А некоторый необходимый уровень развития, без которого ребёнок вообще не может успешно учиться в школе. Это тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных компонентов, то надстройки в виде полученных знаний. Умений и навыков (обучение счёту, письму и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.