ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА

 

25.01.2024 для учащихся 8-11 классов состоялся единый информационный час по теме: «Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования)

Приглашённый гость: младший научный сотрудник РУП «Брестская ОСХОС НАН Беларуси» Шихарева Ирина Николаевна

 

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».

 

Блок Интерактивная викторина «Мы узнаём»

  1. Какова роль образования в современном белорусском обществе?
  2. Что означает принцип «образование через всю жизнь»?
  3. Какие условия созданы в Республике Беларусь для поддержки одаренной молодежи, молодых ученых?
  4. Какие возможности для удовлетворения творческих, исследовательских интересов учащихся открывает учреждение образования «Национальный детский технопарк»?
  5. Какая фигура изображена на слайде? Где установлен памятный знак? Какое применение имеет данная фигура в науке и технике?

1.   Какова роль образования в современном белорусском обществе?

В Беларуси созданы условия, позволяющие каждому человеку реализовать свое право на доступ к любому уровню образованию независимо от социального статуса, национальности, места жительства.

Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития национальной школы, среди которых: государственно-общественный характер управления; обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию; повышение качества образования для каждого.

  1. Что означает принцип «образование через всю жизнь»?

Непрерывное образование («образование через всю жизнь») – это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Цель непрерывного образования – целостное развитие человека как личности на протяжении всей жизни, повышение его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, развитие способностей обучающегося, его стремлений и возможностей.

Объем информации постоянно увеличивается, знания и компетенции постоянно совершенствуются, и современный человек должен постоянно повышать свой образовательный уровень, свое профессиональное мастерство. Способность к постоянному обучению становится важнейшим качеством, определяющим конкурентоспособность человека на рынке труда.

  1. Какие условия созданы в Республике Беларусь для поддержки одаренной молодежи, молодых ученых?

Качественное образование и творческий потенциал личности –важнейшие ценности, на которые делается ставка в стране. В глобальной борьбе за контроль над ресурсами (а сегодня важнейший ресурс – интеллектуальный) образование и создание условий для творческого роста и развития молодежи превращаются в приоритет номер один. В Беларуси сделано многое для того, чтобы молодые люди были уверены: они нужны своей стране, именно здесь есть возможность реализовать себя.

26 лет назад был учрежден специальный фонд Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, который стал основной площадкой для профессионального становления перспективных ребят. Его создание помогло сформировать систему государственной помощи молодым людям, аналогов которой нет ни в одной из стран постсоветского пространства.

Специальным фондом Президента Беларуси по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов ежегодно поощряется более 2 тыс. учащихся, студентов, курсантов и педагогических работников, которые внесли особый вклад в развитие способностей одаренной молодежи. Лучшим интеллектуальным и творческим объединениям учащихся и студентов, которые завоевали общественное признание, имеют перспективные разработки, достижения, оказывается из специального фонда финансовая поддержка. А студентам, которые участвуют в научно-исследовательской деятельности учреждений высшего образования, назначается стипендия Президента Беларуси при условии, что они успевают на 9 и 10 баллов.

Кадры ученых, прежде всего молодежь – абсолютный приоритет государства. Ежегодно в НАН Беларуси принимаются 320-350 лучших выпускников учреждений высшего образования, готовят их через магистратуру, аспирантуру, докторантуру и соискательство.

В НАН Беларуси есть ряд премий и грантов. Организован конкурс среди докторантов, аспирантов и соискателей на получение таких грантов Президиума НАН Беларуси для выполнения научно-исследовательских работ. На систематической основе проводится конкурс «100 талантов Национальной академии наук Беларуси», по его результатам ежегодно обновляется соответствующий банк данных.

Важную роль в системе выявления и привлечения в науку молодых талантливых юношей и девушек играет Совет молодых ученых НАН Беларуси. Состав советов молодых ученых охватывает более 2200 человек, а это практически каждый четвертый научный работник академии. Каждый пятый исследователь НАН Беларуси является молодым ученым.

  1. Какие возможности для удовлетворения творческих, исследовательских интересов учащихся открывает учреждение образования «Национальный детский технопарк»?

Программа дополнительного образования детей и молодежи направлена на совершенствование образовательных условий, которые способствуют развитию творческого потенциала, обретению новых знаний, совершенствованию профессиональных навыков и расширению кругозора.

Образовательные смены – это одно из основных направлений деятельности Национального детского технопарка, в рамках которого учащимся 9-11 классов предоставляется возможность бесплатно пройти обучение по выбранному образовательному направлению. Их 15: «Зеленая химия», «Информационные и компьютерные технологии», «Робототехника», «Инженерная экология», «Биотехнологии», «Наноиндустрия и нанотехнологии», «Энергетика будущего», «Электроника и связь», «Архитектура и дизайн», «Информационная безопасность», «Лазерные технологии», «Авиакосмические технологии», «Виртуальная и дополненная реальность», «Машины и двигатели. Автомобилестроение», «Природные ресурсы».

  1. Какая фигура изображена на слайде? Где установлен памятный знак? Какое применение имеет данная фигура в науке и технике?

В Минске памятный знак «Лента Мебиуса» был установлен в академическом дворике Национальной академии наук Беларуси 22 января 2009 года. Эта композиция представлена в виде изящной металлической ленты Мёбиуса, которая закреплена на огромном камне-валуне. В верхней части ленты находится шар. Смотря на данную композицию, можно мысленно представить движение шара, который никогда не выйдет за кромку ленты и будет бесконечно катиться по внутренней и внешней стороне фигуры.

 

 

ШАГ 2. Знакомство с земляком, успешным деятелем науки .

 

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.

— Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

– Какова роль образования и науки в жизни современного человека?

– Какова миссия педагогов и ученых в современном обществе?

 

Добавить комментарий