26.11 состоялся единый час информирования для учащихся 8-11 классов по теме: «Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность»
Блок «Мы в современном мире информации»
Средства массовой информации (СМИ, или масс-медиа) представляют собой один из важнейших институтов современного общества, так как непосредственно влияют на формирование и эволюцию общественного сознания. За последние годы информационное пространство кардинальным образом изменилось. Ведущую роль стала играть сеть Интернет, которая выступает основным каналом для получения новостей и пространством для общения, особенно для подрастающего поколения.
В основе политики государства в информационной сфере лежит фундаментальное право человека на информацию, которое закреплено в Конституции Республики Беларусь. Другой основополагающий принцип информационной политики – свобода массовой информации. Закон «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) от 17 июня 2008 года гарантирует гражданам свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. В Республике Беларусь запрещена цензура СМИ. Никто не вправе мешать законной деятельности учредителя СМИ, его редакции, а также распространителя информационной продукции. Закон о СМИ основан на таких принципах, как достоверность информации, законность, равенство, уважение прав и свобод человека, многообразие мнений, развитие национальной культуры, защита нравственности, соблюдение норм журналистской этики и общепринятых норм морали.
В Закон о СМИ были внесены изменения и дополнения, вступившие в силу с 1 января 2015 г., которые распространили его действие на информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет. Закон наделил интернет — ресурсы правами и обязанностями традиционных СМИ. Интернет стал универсальной платформой, где могут существовать, видоизменяться и развиваться все медиа. Главное, что Интернет привнёс в масс-медиа, – это гипертекст, который связывает различные материалы между собой и даёт нам возможность взаимодействовать с ними, влияя на то, что мы слышим, видим или читаем. Продуктом масс-медиа являются медиатексты – сообщения, тексты, созданные в разных видах и жанрах медиа (например, репортаж по телевидению, онлайн-трансляция, газетная статья, пост в блоге, документальный, художественный фильмы).
Постоянное взаимодействие с медиатекстами, без которого не существует современной культуры, породило особый вид культуры – медиакультуру. Медиакультура – культура производства, передачи и восприятия информации, чтения, анализа, оценки и создания медиатекстов, медиатворчества.
Уровень медиакультуры личности и общества определяется следующими знаниями и умениями.
Если выступать в роли потребителя, то необходимо: знать, что такое информация и медиа; уметь искать информацию и проверять её достоверность; уметь критически оценивать контент; уметь безопасно использовать и распространять информацию с соблюдением нравственных и правовых норм
Если выступать в роли создателя, то необходимо: знать, что такое информация и медиа; понимать меру ответственности за свои действия в средствах массовой информации и коммуникации; уметь обрабатывать информацию с помощью разных технологий; уметь создавать и распространять медиа тексты с соблюдением нравственных и правовых норм.
В современном обществе масс-медиа играют огромную роль. Благодаря новым медиа (интернет-ресурсам и социальным сетям) мы потенциально обладаем всей накопленной человечеством информацией.
Роль масс-медиа в современной культуре исключительно велика. Они, формируя образ современного мира, могут оказаться как фактором совершенствования человеческого общества, служить источником и механизмом успешного межкультурного взаимодействия, так и источником роста ненависти и агрессии.
Вопросы для обсуждения:
Что представляют собой современные СМИ?
Перечислите известные вам средства массовой информации и коммуникации. Какие из них можно отнести к старым, а какие к новым?
Сегодня СМИ не только информируют общество о процессах, которые в нем происходят, но и в значительной степени формируют общественное мнение. Как вам кажется, какую роль играют масс-медиа в жизни каждого человека? А в жизни общества?
Какое средство массовой информации, на ваш взгляд, является наиболее распространённым, занимает лидирующие позиции в обществе?
Что заставляет вас обращаться к средствам массовой информации? Какую роль в вашей жизни играют социальные сети?
Как вы знаете, работу СМИ регламентирует Закон «О средствах массовой информации». Что говорится в нём о свободе СМИ? Как вы это понимаете? Мы живем в информационном обществе, когда потоки информации становятся все больше и нам очень важно понять, как ориентироваться в этой информации, какую информацию считать достоверной. Что понимается под медиакультурой?
В фокусе обсуждения: медиапространство, СМИ, ценностные установки, социальные компетенции, ориентирование в информационном пространстве; ответственное использование online-технологий; отличие достоверных сведений от недостоверной информации, безопасной информации от вредной; медиаграмотность, ответственность, активность.
Блок: «Информационная безопасность несовершеннолетних в Республике Беларусь: правовые и социальные аспекты»
Интернет – величайшая в мире образовательная и художественная платформа. Интернет предлагает детям широкий спектр возможностей для выражения их индивидуальности, образования и обучения, поэтому дети являются одной из наиболее быстро растущих групп пользователей Интернета. Одновременно с положительными моментами возникают вопросы информационной безопасности детей. Защита несовершеннолетних от интернет-угроз является важной задачей не только для Республики Беларусь, но и для всех развитых стран мира.
Наиболее общие положения о защите информационных интересов личности содержаться в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (далее – Концепция). В соответствии со ст. 4 Концепции информационная безопасность – это состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере. К числу основных потенциальных (реально существующих) угроз национальной безопасности относится деструктивное информационное воздействие на личность, общество и государственные институты, наносящее 5 ущерб национальным интересам (ст. 27 Концепции). Без решения этой проблемы не представляется возможным развитие общества в целом.
Одним из ключевых нормативных правовых актов в сфере информационной безопасности несовершеннолетних является Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (далее – Закон), согласно ст.11 которого каждый ребенок имеет право на получение, хранение и распространение информации. Ст. 22 рассматриваемого нормативного правового акта гарантирует право ребенка на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
11.05.2016 в Закон были внесены следующие дополнения: «Право детей на защиту от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «Меры по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Предусмотрено создание общественноконсультативного совета по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при Правительстве Республики Беларусь в целях координации деятельности, направленной на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Развитие Интернета обозначило, кроме положительных аспектов, и новые угрозы безопасности юных пользователей: риск сексуальных домогательств, сетевых оскорблений, преследований, проявлений агрессии, доступ к «опасному» и противозаконному контенту. Груминг, кибербуллинг и буллицид, кибермошенничество, опасный контент – это лишь некоторые из опасностей, которые могут подстерегать в интернете. Есть замечательные пословицы: «Предупрежден – значит, вооружен», «Врага нужно знать в лицо».
Необходимо всегда помнить, что далеко не все, что можно прочесть или увидеть в Интернете, – правда и каждый в сети может представить себя не тем, кем является на самом деле.
ИНТЕРНЕТ может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха и общения с друзьями. Но, как и реальный мир, сеть может быть опасна. Будьте бдительны! Уважайте и берегите себя и своих близких! Если вдруг вы или ваши знакомые оказались в сложной жизненной ситуации, то помните: всегда есть люди, готовые помочь!
Общенациональная детская линия помощи: 8-801-100-16-11
Вопросы для обсуждения:
Насколько актуальна для нашего времени проблема медиабезопасности? Знакомы ли вам такие понятия, как груминг, кибербуллинг и буллицид, кибермошенничество, опасный контент?
Что они означают? Как им можно противостоять?
Известны ли вам лично случаи, когда кто-то из ваших знакомых пострадал из-за некачественной информации в средствах массовой информации или в средствах массовой коммуникации?
Как вы думаете, кто чаще всего попадает в такие ситуации? Перечислите правила безопасности в социальной сети. Куда можно обратиться в случае необходимости по поводу различных медиаугроз?
В фокусе обсуждения: нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие вопросы информационной безопасности несовершеннолетних; умение анализировать, сравнивать, обобщать информацию, культура общения в сетевом пространстве, ответственное и безопасное поведение в современной информационной среде.
Вывод: современный человек не может отказаться от информации, получаемой через средства массовой информации и коммуникации. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, на что не обращать внимания, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека.
В связи с этим что бы вы посоветовали друг другу?
Как можно использовать Интернет для более успешной учебы, создания положительного микроклимата в классе?
В рамках данного этапа можно обсудить участие в оформлении странички школьного сайта «Медиабезопасность», в составлении каталога полезных интернет — ресурсов.