28.01.2021 состоялся час информирования для учащихся 8-11 классов
по теме: «Белорусская наука: в ногу со временем»
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ» Ведущий знакомит с содержанием информационных блоков:
«Белорусская наука – фактор успешного развития молодого суверенного государства»;
«Развитие науки – важное условие достижения Целей устойчивого развития»;
«Наследникам великих открытий новые прорывы совершать»
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Блок «Белорусская наука – фактор успешного развития молодого суверенного государства»
Ведущий 1: Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко отметил, что настоящая наука должна, прежде всего, служить людям, улучшать качество их жизни. Благодаря ученым Беларусь на мировой арене знают как страну, где делают самые большие самосвалы и добывают калийную руду, производят лазеры и оптоэлектронику, микросхемы и электрический транспорт, ускоренными темпами развивают сферу информационных технологий, выполняют высокотехнологичные хирургические вмешательства, выпускают современные лекарственные препараты. В Беларуси также осваивается энергия мирного атома, ученые страны создали собственную исследовательскую станцию в Антарктиде, участвуют в работе на Большом адронном коллайдере. Республика наравне с крупным державами вошла в число космических держав, что два года назад позволило провести в Минске Международный конгресс Ассоциации участников космических полетов.
Ведущий 2: Ежегодно в последнее воскресенье января в Беларуси отмечается День белорусской науки, официально установленный в 1993 году. Наука в Беларуси – мощная интеллектуальная индустрия. Белорусские ученые вносят существенный вклад в развитие экономики страны. Конкурентоспособность экономики зависит от наличия высокотехнологичных производств и внедрения инноваций. День науки Беларусь отмечала еще в составе СССР, в третье воскресенье апреля. После образования нового суверенного государства праздник перенесли на январь. Дату приурочили периоду основания Белорусской академии наук Беларуси (далее – НАН Беларуси), созданной 01.01.1929 года. Национальная академия наук Беларуси является высшей государственной научной организацией Республики Беларусь, интеллектуальным и экспертным центром, который играет важную роль в определении направлений и конкретных путей развития страны, ядром современной системы генерации знаний и инноваций.
Ведущий 1: Президент Беларуси Александр Лукашенко 11 сентября 2020 года посетил Национальную академию наук. Глава государства ознакомился с выставкой научных и научно-технических достижений. Выставка включала следующие разделы: аграрный сектор, отделения биологических, гуманитарных наук и искусств, медицинских наук, физики, математики и информатики, физико-технических наук, химии и наук о Земле. Представители НАН рассказали об использовании на практике разработок в космической области, мирной атомной энергетике, а также лазерных, светодиодных технологий (в том числе в АПК, в частности в тепличном хозяйстве). В числе представленных разработок были твердотельные лазеры с диодной накачкой. Как пояснили специалисты, примерная цена таких двух лазеров – стоимость одного трактора. Большое внимание ученые уделяют и вопросам экологии. Вполне возможно, что скоро в магазинах появится биоразлагаемая бумага с особой пропиткой для хранения продуктов. Концепция умного города также в поле зрения белорусских ученых. Интересны исследования белорусских ученых по противостоянию COVID-19, как научные подходы, так и разработки перспективных медицинских препаратов. Представители Института физиологии НАН Беларуси рассказали о кардиотреке, который способен передавать перемещение человека в пространстве. Национальная академия наук взаимодействует с учеными из 93 государств, на ее базе действуют 42 международных исследовательских центра. Александр Лукашенко отметил, что настоящая наука должна, прежде всего, служить людям, улучшать качество их жизни. В Беларуси также осваивается энергия мирного атома, ученые страны создали собственную исследовательскую станцию в Антарктиде, участвуют в работе на Большом адронном коллайдере.
Ведущий 2: Республика наравне с крупным державами вошла в число космических держав, что два года назад позволило провести в Минске Международный конгресс Ассоциации участников космических полетов. Беларусь сегодня относится к числу стран с высоким уровнем научного потенциала. А в рейтинге «хороших стран» (Good Country Index) республика занимает 54-е место среди 153 государств (по показателю «Наука и технология» – 28-е место). Больше трети нашего экспорта составляет наукоемкая и высокотехнологичная продукция, в прошлом году принѐсшая $15 млрд. прибыли. В ходе разговора с учеными Глава государства позитивно оценил усилия белорусских разработчиков в плане развития электротехники, за которой будущее на планете, и отметил, что ждет от белорусских ученых современных, инновационных предложений по дополнительному использованию электричества, которое вырабатывается от Белорусской атомной электростанции. «Атомная электростанция – это прорыв, это часть нашей независимости», – подчеркнул Глава государства.
Информационный блок «Наука – важное условие достижения Целей устойчивого развития»
Ведущий 1: Наука – мощнейший двигатель общественного прогресса. Она позволяет нам продлевать жизнь, следить за состоянием здоровья, благодаря ей мы можем производить лекарства, чтобы лечить болезни и облегчать боль, она помогает нам удовлетворить базовые потребности, в том числе в пище, и добывать энергию. Наука делает нашу жизнь ярче, насыщеннее и интересней, включая спорт и музыку, последние достижения в сфере коммуникационных технологий. Наука помогает нам находить решения для проблем повседневной жизни и искать ответы на загадки Вселенной. Другими словами, она является одним из важнейших источников знаний. Она играет важную роль для роста благосостояния общества. Развитие науки имеет большое значение для достижения Целей устойчивого развития (далее – ЦУР). Цели устойчивого развития – это всеобщий призыв к действиям по искоренению нищеты, обеспечению защиты нашей планеты, повышению качества жизни и улучшению перспектив для всех людей во всем мире. Эти 17 целей были приняты всеми государствами – членами ООН в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, в которой сформулирован 15-летний план по их достижению. Для достижения ЦУР мировому сообществу необходимо преодолеть множество трудных и сложных социальных, экономических и экологических проблем. Некоторые из них требуют преобразования общества и экономики, а также принципов взаимодействия с нашей планетой. Наука играет важную роль в разработке инновационных решений для устойчивого развития.
Вопросы для обсуждения:
-Ежегодно в последнее воскресенье января в Беларуси отмечается День белорусской науки, официально установленный в 1993 году. Почему именно в этот день?
-Какие перспективные направления развития экономики Беларуси находятся в центре внимания белорусских ученых?
-Что вы можете рассказать о последних достижениях белорусской науки? Как вы думаете, с чем связано требование Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко активнее внедрять в Беларуси электротранспорт и в целом расширять сферу использования электрической энергии?
-Как влияют научные открытия на нашу жизнь?
Беларусь – многонациональное государство, многоконфессиональная страна. Беларусь – страна равных возможностей для каждого, и в этом залог единства нашего народа. Какое, по вашему мнению, влияние на развитие нашей страны оказывает общность научных интересов белорусских исследователей?
В фокусе обсуждения: экономика знаний, социально-экономическое развитие, инновационные технологии, научные разработки, результаты научных исследований, приоритетные направления развития инноваций в стране, исследования, ориентированные на конкретные запросы промышленности и другие отрасли экономики, расширение кругозора в области достижений отечественной науки, технический прогресс, социальный прогресс, гражданская позиция, чувство гордости за ученых Беларуси, осознание ценности науки на примере открытий белорусских ученых; цели устойчивого развития; повышение интереса к учебной деятельности, значимость научных открытий для повседневной жизни, народное единство, равные возможности.
Информационный блок «Наследникам великих открытий новые прорывы совершать»
Ведущий 2: «Цели науке ставит само время. И сегодня нам особенно нужны знания и опыт уже известных, титулованных ученых, энергия и амбиции молодых, подающих надежды исследователей, готовых не только покорять неизведанные силы природы, но и противостоять вместе с государством сложнейшим политическим и экономическим вызовам, – заявил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. – От вас ждем инновационных проектов и технологий в области атомной энергетики, освоения космического пространства, цифровизации, в отраслях экономики, медицины, образования, в сферах социологии, экологии и геологии». Глава государства отметил, что одна из главных задач белорусской науки – обеспечить преемственность.
Ведущий 1: Важное место в реализации приоритетных направлений образования в современном информационном обществе занимает научно-исследовательская деятельность, которая направлена на приобщение учащихся к научной работе, формирование у них умения анализировать научную информацию; 6 выявление талантливых и одаренных учащихся в области научного творчества; развитие интеллектуального творчества, привлечение общественного внимания к достижениям молодежи в различных науках. «100 идей для Беларуси» – республиканский молодежный проект «БРСМ», который направлен на активизацию инновационной деятельности и профессиональной мобильности молодежи, создание и продвижение конкретных инновационных проектов и перспективных научно-технических разработок.
Ведущий 2: Проект «100 идей для Беларуси» с 2011 года реализует лучшие инновационные идеи юношей и девушек и с каждым годом становится все популярней среди молодежи. Тысячи молодых белорусов уже приняли участие в конкурсе, основными задачами которого являются: мотивация молодых ученых, изобретателей, молодых специалистов, занятых созданием инновационных продуктов, внедрение в реальный сектор экономики проектов и разработок, представляющих практический интерес для социально-экономического развития страны, оказание помощи в продвижении лучших идей, а также поиск источников финансирования. Республиканский финал юбилейного сезона молодѐжного проекта «100 идей для Беларуси» запланирован на февраль 2021 года. Традиционно шорт-лист победителей определят в двух возрастных группах (учащиеся, студенты и работающая молодежь) в десяти номинациях: «Энергетика, в том числе атомная энергетика, и энергоэффективность», «Агропромышленные технологии и производство», «Промышленные и строительные технологии и производство», «Медицина, фармация, медицинская техника», «Химические технологии, нефтехимия», «Био- и наноиндустрия», «Информационнокоммуникационные и авиакосмические технологии», «Рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов», «Национальная безопасность и обороноспособность, защита от чрезвычайных ситуаций», «Общество, экономика и социальная сфера». С 10 по 26 декабря 2020 года прошли областные и Минский городской туры.
Ведущий 1: Традиционно участники проекта – молодые ученые рационализаторы, изыскатели. Около 40 проектов представлено в Бресте на областном этапе «100 идей для Беларуси». Больше всего инициатив – 20 – в номинации «Общество, экономика и социальная сфера». Проект «Teens4teens» учащейся гимназии № 2 г. Бреста Дарьи Яромич нацелен на раскрытие творческого потенциала молодежи и поддержку юных белорусских авторов. Елизавета Шульган и Матвей Русаковский из средней школы № 13 г. Бреста выступили с инициативой создания голографической установки для школьного музея «Музей войны в Афганистане». В ее основе будут истории 28 брестчан, погибших на той войнеУчащиеся из Брестского района предлагают обустроить в агрогородке Чернавчицы благоприятную для гнездования птиц рекреационную зону. Студенты Полесского государственного университета разработали гидропонную установку, которая позволяет выращивать лекарственные растения в домашних условиях. Студенты Брестского государственного технического университета потрудились над новой концепцией доставки товаров.
Вопросы для обсуждения:
-Как вы думаете, какие знания и умения необходимы, чтобы стать ученым, совершать научные открытия?
-Какие возможности для приобретения дополнительных знаний и умений предоставляют учреждения образования в нашей стране (школа, гимназия, лицей, учреждения дополнительного образования и др.)?
-Расскажите о своих личных достижениях в научном творчестве (участие в проектной деятельности, исследовательской деятельности, олимпиадах, научно-практических конференциях и др.).
-Что вы знаете о Республиканском молодежном инновационном проекте «100 идей для Беларуси»?
-Если кто-нибудь из вас участвовал в этом проекте, поделитесь своими впечатлениями. Какие изобретения учащихся, представленные в этом проекте, на вас произвели наибольшее впечатление? Продолжите фразу «Чтобы стать ученым, надо …»
В фокусе обсуждения: творческие способности, самообразование и саморазвитие, талант, одаренность, научно-исследовательская деятельность учащихся, исследовательские умения, упорство в достижении цели, формирование познавательного интереса к разным областям науки, желания познавать окружающий мир, интереса к учебным предметам, изучаемым в школе; совершенствование умений и навыков самостоятельной творческой, исследовательской деятельности в интересующих областях науки.
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
Ведущий подводит итоги.
— Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
Вы знаете, что люди, посвятившие себя науке, всегда стремились к исполнению своих благородных целей. Именно благодаря их трудам мир увидел множество уникальных разработок, позволивших достичь современных высот развития в различных сферах. И кто знает, может уже среди нас, в нашем классе учатся будущие Тарашкевичи и Жилуновичи, Чижевские и Алфѐровы, Игнатовские и Домейки, Судзиловские и Черские, которые прославят нашу страну – Республику Беларусь. Перед современной наукой стоит еще множество величайших загадок. Это проблемы, которые волнуют все человечество: на сколько можно увеличить продолжительность жизни человека? что происходит в недрах Земли? чем грозит глобальное потепление? чем человечество заменит нефть? как достичь всеобщего благосостояния, не опустошив планету? Великие загадки всегда были стимулом для новых открытий. Они подталкивали ученых к поиску решений.