Дифференциация звуков – это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Дифференциацией пренебрегать не стоит. Поверхностный подход может привести к тому, что ребёнок, у которого исправлены (устранены) недостатки произношения звуков в устной речи, будет делать стойкие ошибки на письме.
Смешение звуков является одним из наиболее распространенных недостатков младшего школьного возраста.
Обычно дети смешивают звуки Р, Л, свистящие и шипящие, глухие и звонкие согласные, твердые и мягкие.
Иногда смешение звуков носит стойкий характер и отражается на письме и приводит к неуспеваемости.
Речевые звуки отличаются друг от друга по силе или громкости звучания (звонкие — глухие), по его высоте (мягкие – твердые) и продолжительности (в частности, один из различительных признаков звуков С и Ц — разная длительность их звучания: звук Ц нельзя «продлить»; мягкие звуки также несколько продолжительнее твердых).
К воспитанию у ребенка слуховой дифференциации звуков речи, лучше подойти «издалека». Сначала условно отождествите не различаемые им по слуху звуки (например, С-Ш, 3-Ж) с неречевыми звуками окружающей природы. Так, звук С можно отождествить со звуком вытекающей из крана воды или со свистом, Ш — с шумом леса при сильном ветре, Ж — с жужжанием жука, 3 — с писком комара.
Смысл этих отождествлений заключается в том, что Вам необходимо любыми возможными способами довести до сознания ребенка разницу в звучании тех звуков, которые он не различает на слух. Ведь именно потому он и «путает» МИШКУ и МИСКУ, что самостоятельно не в состоянии уловить никакого различия между звуками С и Ш, а Ваша задача заключается в том, чтобы ему в этом помочь. Поэтому постарайтесь как можно яснее, вплоть до утрирования, подчеркнуть имеющиеся между звуками различия. Для облегчения стоящей перед Вами задачи ниже приводятся четверостишия, в которых мы специально подчеркнули основные различительные признаки сравниваемых звуков.
Подчеркивается основной различительный признак этих звуков — разная громкость их звучания: П — произносится шепотом, Б — громким голосом; Т — шепотом, Д — громким голосом; К, Ф, С, Ш — шепотом, Г, В, 3, Ж — громким голосом.
Мягкие и твердые звуки
Мягкие звуки звучат повыше,
Звучанье у них нежней,
А твёрдые — словно грубее и ниже,
Как будто твёрдые — злей.
Приведу конкретный пример работы над слуховой дифференциацией звуков 3 и Ж. Можно начать с игры в «Комара и жука». Объясните ребенку, что комариный писк очень высокий и тонкий, тогда как жуки издают при жужжании более низкий и более приглушенный звук. Несколько раз подряд изобразите попеременно то одно, то другое звучание и дайте ребенку возможность хорошо вслушаться в произносимые Вами звуки. После этого, закрыв лицо экраном (листом бумаги), потренируйте ребенка в различении на слух этих пока еще не речевых звуков, каждый раз задавая ему такой вопрос: «Кто это, жук или комар?»
После того как ребенок уловит различие в звучании звуков в этих значительно облегченных условиях, предложите ему различить на слух уже речевые звуки 3 и Ж, к тому же произносимые не столь длительно и без утрирования. Можно надеяться, что теперь он сумеет спокойно справиться и с этой задачей.
Сразу свяжите оба звука с соответствующими им печатными буквами 3 и Ж. Для более легкого усвоения ребенком этих букв обратите его внимание на то, что буква Ж по своему внешнему виду напоминает жука (а звук Ж напоминает его по издаваемому им звуку). Таким образом, и характер звучания звука и внешний вид соответствующей ему буквы как бы «сходятся» в одном и том же жуке (Ж-Ж-Ж — ЖУК).
В дальнейшем останется только закрепить приобретенный ребенком навык слуховой дифференциации этих звуков путем специальных упражнений.
Примерно в такой же последовательности воспитывается различение на слух и любой другой пары звуков.
Однако далеко не всегда при работе над слуховой дифференциацией звуков речи нужно проходить весь описанный выше путь. Если проведенная Вами проверка покажет, что ребенок справляется с элементарными заданиями, то можно сразу приступать к различению непосредственно речевых звуков. Во всех других случаях работу нужно начинать с той «отправной точки», где были выявлены затруднения при выполнении заданий.
Вернемся к описанию конкретных упражнений. После того как ребенок научится различать на слух изолированно звучащие звуки (например, упомянутые выше 3 и Ж), необходимо поупражнять его в различении этих звуков в словах. С этой целью предложите ему такие задания:
- Хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен звук 3. После такой договоренности с ребенком Вы последовательно произносите примерно следующий ряд слов: ЗВОНОК, ЛАМПА, ЛУНА, КОЗА, ЗАБОР, РОЗА, РУКА, ЗУБЫ, РЫБА, ГЛАЗА и т.п. На первых порах звук 3 можно произносить несколько подчеркнуто, более длительно. Как видим, в приведенных здесь словах нет звуков, акустически близких к звуку 3, в том числе и смешиваемого с ним звука Ж. Все это значительно облегчает выполнение задания.
- Хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен звук Ж.Ребенку предъявляются примерно такие слова: ЖУРАВЛЬ, ЖАБА, МОЛОКО, ЛУЖА, КАРТИНА, КНИГА, ЖАКЕТ, ЖИРАФ, ТАРЕЛКА и т.п. Как и в предыдущем случае, здесь полностью отсутствуют звуки, близкие к звуку Ж.
- Поднять вверх руку с буквой 3 (или Ж),если в слове будет слышен звук 3 (или Ж). Произносится последовательно примерно такой ряд слов с некоторым выделением звуков 3 и Ж: ЛЫЖИ, ЗАЙКА, ЗАМОК, ЖИЛЕТ, ЖАРА, ЖУК, ЗАКАТ, ПОЖАР, ГРОЗА, ЖАВОРОНОК, ЗМЕЯ, ЗОЛОТО и т.д. Ребенок должен «реагировать» только на звук 3 или только на звук Ж. Это задание значительно сложнее предыдущих, поскольку в нем одновременно представлены оба «трудных» звука.
- Поднять вверх руку с буквой 3 или Ж, когда в слове будет слышен звук 3 или Ж. В отличие от предыдущего задания, здесь ребенок должен реагировать сразу на оба звука. Упражнение можно усложнить за счет включения в него таких слов, которые содержат сразу оба звука (типа ЖЕЛЕЗО, ЖИЗНЬ, ЗАЖИГАЛКА, ЗАЖАРИТЬ, ЗАЖИМ, ЖАЛЮЗИ и др.). В этих случаях одновременно поднимаются обе буквы. Задание может предлагаться детям старшего дошкольного возраста.
- Правильно показать картинки (РОЗЫ-РОЖИ). Это задание является самым сложным, поскольку оно исключает возможность использования ребенком какого-либо «обходного» пути и может быть выполнено только при условии действительного различения им звуков 3 и Ж на слух. Но при предъявлении этого задания должны быть строго соблюдены все указанные условия, так как иначе оно просто теряет смысл.
Эти картинки используются на заключительном этапе работы над слуховой дифференциацией любой пары звуков.
Если ребенок научился справляться со всеми этими заданиями, включая последнее, то это говорит об овладении им слуховой дифференциацией не различаемых ранее звуков.