Хатынь — символ трагедии белорусского народа

22 марта 2022 года для учащихся 7-11 классов состоялся единый урок «О чем звонят колокола Хатыни?», посвященный 79-й годовщине трагедии в Хатыни

«Хто не памятае мінулага, хто забывае мінулае –

асуджаны зноў перажыць яго. Безліч разоў»

Ул. Караткевіч

Целевая установка: формирование у учащихся представлений о событиях в Хатыни как примере политики геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны; воспитание уважительного отношения к историческому прошлому нашей страны.

Звучит фрагмент музыкального произведения «Молитва» в исполнении ансамбля «Песняры».

Учитель: Мы с вами живем в мирной спокойной стране, не слышим грохота орудий, взрывов снарядов. Нам не приходится голодать, прятаться в подвалах домов, в один миг терять своих близких и свой дом. Мы живем, не осознавая огромной ценности того, что у нас есть, воспринимаем мирную жизнь как данность. Но так было не всегда.

История нашего народа полна трагических событий. Многие из них со временем стерлись из памяти людей и стали достоянием архивов. Однако есть события, которые не забываются, их значимость с каждым годом только возрастает.

Самым страшным и скорбным событием, без сомнения, является Великая Отечественная война. Белорусы – одна из наиболее пострадавших в результате этой войны наций. Оккупировав летом 1941 года территорию Беларуси, фашистские захватчики начали проводить политику геноцида, направленную на истребление белорусского народа. На белорусской земле был установлен так называемый «новый порядок» – режим террора, насилия и рабства.

В результате геноцида на территории БССР погибло свыше 2 млн. 200 тыс. советских граждан. Угнано в Германию под угрозой смерти более 377 тыс. граждан, многие из которых погибли в результате невыносимых условий труда, лишений, издевательств.

Во время оккупации 628 населенных пунктов Беларуси было уничтожено вместе с жителями. 186 из них так и не восстановлены. 5 295 населенных пунктов уничтожены с частью жителей. 325 из них не были восстановлены после войны.

Сегодня на уроке мы поговорим о символе геноцида, трагедии нашего народа во время Великой Отечественной войны – о Хатыни, историю которой забывать нельзя.

До рокового дня 1943 года Хатынь была обычной мирной белорусской деревней, насчитывающей 26 дворов. Утром 22 марта Хатынь окружили отряды карателей, которые состояли из эсесовцев и полицаев-украинцев. Они согнали в амбар стариков, женщин, детей, заперли и подожгли. В огне погибли 149 человек, в том числе 75 детей, самому младшему было всего 7 недель.

Во время трагедии выжили только шесть человек. Единственным взрослым свидетелем хатынской расправы стал 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Среди погибших односельчан он нашел своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги и скончался на руках у отца.

Хатынь стала символом трагедии белорусского народа. В 1969 году в память обо всех погибших белорусах на месте бывшей деревни был открыт мемориальный комплекс «Хатынь» – трагическое напоминание об ужасах войны. Это одно из наиболее почитаемых мест в Беларуси.

– Кто из вас побывал на экскурсии в Хатыни? Мы можем совершить небольшую видео экскурсию прямо сейчас (СЛАЙД 5).

В рамках республиканского киномарафона «Смотри и помни» учащиеся смотрели художественный фильм «Иди и смотри». Основным источником для написания сценария этого фильма стала книга «Я з вогненнай вѐскі» (авторы – А. Адамович, Я. Брыль, В. Колесник), в которой содержатся документально подтвержденные факты политики геноцида против белорусского народа в годы оккупации.

Вспоминая Хатынь, мы вспоминаем тысячи других белорусских деревень, зверски уничтоженных немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время в Республике Беларусь в рамках республиканского интернет-проекта «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны», создана база данных (http://db.narb.by/), содержащая сведения о таких деревнях.

Учащиеся нанесли на карту Беларуси информацию в виде заранее подготовленных значков Вечного огня о сожженных деревнях своего региона, найденную в базе данных.

Обращение учителя к словам Президента Республики Беларусь  Александра Григорьевича Лукашенко, прозвучавшим на республиканском митинге-реквиеме «Лампада памяти» 22 марта 2021 г.

«Иди и слушай Хатынский колокол, в звоне которого воедино слились детские крики, материнский плач и горькая отцовская скорбь миллионов белорусов. Белорусов, испытавших нечеловеческие страдания, но не покоренных и не побежденных. Мы это должны с вами помнить всегда и не бояться в великие праздники, какая бы беда ни нахлынула на нас (пандемия ковид или прочие болезни), приходить в светлый День Победы и отдавать должное им, которые погибли ради нас. Потому что, если бы они не погибли, нас бы не было.

И пусть эти голоса из прошлого каждому поколению напоминают о том, как хрупок мир, как ценна человеческая жизнь и как легко все это потерять. И пока звучит этот колокол, Беларусь помнит.

Нам никогда не забыть страшные страницы истории Великой Отечественной войны. Мы никогда не простим жестокость, бесчеловечность и бесчинства врага на нашей земле. Мы это помним, и в этом наша сила.

Вечная память убитым, замученным и растерзанным. И склоним же головы и почтим их память минутой молчания».

МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

В настоящее время мы являемся свидетелями событий новейшей истории, которые стали следствием политики ряда государств в отношении России, Беларуси и братского народа Украины. Насколько актуальна в этой связи тема сегодняшнего урока?

Историческая память – одно из важных приобретений цивилизации. Пока люди помнят прошлый опыт, человеческое общество имеет возможность развиваться и совершенствоваться. Память о войне призывает к ответственности за мир на Земле. Беларусь помнит и чтит подвиг солдат той страшной войны, подвиг партизан и подпольщиков, тех, кто был угнан в фашистское рабство, замучен в концлагерях и гетто. Беларусь помнит тех, кто жил и трудился в тылу. Беларусь помнит и ценит Великую Победу, к которой люди шли 1418 долгих дней.

  • Как вы думаете, для чего необходимо сохранять память как о героическом, так и о трагическом прошлом Великой Отечественной войны?
  • Как вы думаете, благодаря чему советский народ одержал Победу в Великой Отечественной войне?
  • Как ваше поколение может содействовать сохранению памяти о погибших в годы Великой Отечественной войны и сохранению мира?

Обсуждение участия в республиканской патриотической акции «Их подвиг в памяти потомков сохраним»  в рамках Года исторической памяти.

 

 

Добавить комментарий