Что такое аутизм?

2 апреля – Всемирный день распространения информации об аутизме.

Крупнейшая в США научная организация «Autism Speaks» утверждает, что в мире 67 миллионов людей страдают этим заболеванием, это, практически, каждый 110-ый ребенок. Цель этого дня – обратить внимание общественности на необходимость содействовать повышению качества жизни людей, страдающих аутизмом, с тем, чтобы они могли жить полной и содержательной жизнью в качестве полноценных членов общества.

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить, в то время как другие могут говорить очень мало или не говорить вовсе. Этих детей легко узнать по взгляду «погруженному в себя», отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям. Это дети, которые не могут найти связь с внешним миром. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. При отсутствии лечения и коррекции многие аутичные дети не приобретут навыков общения и не смогут научиться правильно говорить и подобающе вести себя. Лишь единицы могут полностью избавиться от аутизма без какого-либо вмешательства. В такой ситуации вселяет надежду тот факт, что существует много разных видов лечения, которые могут оказаться достаточно эффективными.

Выделяют 4 группы симптомов раннего детского аутизма, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира:

Полная отрешенность от происходящего вокруг, при попытках взаимодействия с ребёнком характерно проявление крайнего дискомфорта. Отсутствие социальной активности, даже близким трудно добиться от ребенка какой-либо ответной реакции: улыбки, взгляда. Дети данной группы стараются не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром, они могут игнорировать мокрые пеленки и даже жизненно важные, витальные потребности – голод. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов.

Активное отвержение окружающей среды. Характеризуется не как отрешенность, а как тщательная избирательность в контактах с внешним миром. Ребенок общается с ограниченным кругом людей, зачастую это родители, близкие люди. Проявляет повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведет к сильной аффективной реакции. Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха, на который они реагируют агрессивно, бывает, что агрессия принимает формы аутоагрессии. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем описанные выше дети относящиеся к 1-й группе.

Захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах, при этом их занятия проявляются в стереотипичной форме и не носят познавательного характера. Увлечения носят цикличный характер, ребенок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер.

Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основной чертой является повышенная ранимость, уязвимость таких детей. Избегание отношений, если ребенок чувствует какую-либо преграду. Чувствительность к чужой оценке.

 

Советы родителям. Для наиболее эффективного взаимодействия с детьми с аутизмом рекомендуется использовать правило 5 «не»:

— Не говорите громко;

— Не делайте резких движений;

— Не смотрите пристально в глаза ребёнку;

— Не обращайтесь прямо к ребёнку;

— Не будьте слишком активным и навязчивым.

  1. Будьте последовательны в действиях. Соблюдение единства требований дома и на занятиях со специалистами влияет на успех ребёнка.
  2. Сделайте жизнь ребёнка понятной для него и предсказуемой. Для того чтобы ребёнок чувствовал себя спокойно, необходимо составить расписание и чётко ему следовать. В случае изменения привычного плана нужно заранее подготовить к этому ребёнка.
  3. Хвалите ребёнка за хорошее поведение. Поощряйте его сразу, как только он выполняет инструкцию или применяет новый навык. Эмоциональная награда поможет быстрее сформировать у ребёнка нужное поведение.
  4. Создайте ребёнку его личную зону, где он сможет побыть один.
  5. Изучите сенсорные особенности ребёнка. Выясните, какие звуки неприятны вашему ребенку, а какие наоборот его успокаивает. Зная это, можно предотвратить негативные реакции. Степень улучшения поведения и развития Вашего ребенка зависит от той поддержки, которую Вы ему оказываете.

Добавить комментарий