Тема: Звуки [с], [с’]. Буквы С, с.
Подготовила Стельмах А. В., учитель начальных классов первой категории, ГУО «Средняя школа № 5 г. Пружаны»
Цели: познакомить учащихся со звуками [с], [с’] и их графическим обозначением – буквами С, с; создать условия для форми-рования умения проводить слого-звуковой анализ слов, выделять изученные звуки в словах, читать слоги с изученными буквами и слова по схемам;
совершенствовать речевое дыхание, навык правильной артикуляции звуков; развивать фонематический слух, связную речь, внимательность, познава-тельный интерес, обогащать словарный запас;
воспитывать культуру поведения в гостях, интерес к чтению.
Оборудование: мультимедийная презентация, магнитофон
1. Организационный момент
— Скажите, а вы любите ходить в гости?
— Тогда я предлагаю прямо сейчас отправиться в гости. С собой нам надо взять немного волшебства, хорошее настроение и знания.
2. Постановка целей и задач урока
— Гостеприимные хозяева помогут познакомиться нам с новыми звуками и новой буквой. Научат нас читать слоги с новой буквой, составлять и читать слова. Вместе с ними мы будем развивать слух, внимательность, связную и красивую речь. А ещё мы вспомним, как вести себя в гостях – покажем нашу культуру поведения. И конечно поиграем.
3.Повторение
— C нами в гости пойдут гласные звуки и буквы, которые их обозначают. Давайте вспомним, какие буквы мы выучили? (А, И, У, Ы, О)
Слайд 1
(на слайде появляются буквы, которые обозначают гласные звуки)
— Герои, к которым мы идем в гости, очень весёлые. Они спрятались за картинками, в названии которых первый звук гласный и предлагают вам поиграть в игру «Прятки». Для того чтобы найти героя вам нужно выбрать картинку с предметом, название которого начинается с гласного звука.
Слайд 2
(на слайде появляется название игры)
— Как можно выбрать водящего в игре?
— Давайте и мы выберем водящего с помощью считалки:
Сон-сон, пересон.
Сели в лодку пять персон.
Сом, севрюга, три селёдки.
Вылезайте все из лодки.
— «Раз, два, три, четыре, пять (учитель называет имя ученика) идёт искать!»
Слайд 3
(на слайде размещены предметные картинки со словами арбуз, апельсин, улитка, индюк, ослик, утка, за которыми спрятаны мультипликационные герои – смешарики)
— Всех ли мы нашли? Давайте проверим.
Слайд 3, щелчок:
(оставшиеся картинки пропадают и остаются только герои)
— Знакомы ли вам эти герои? Они ждут нас в гости, и очень хотят познакомиться, рассказать о себе, поиграть.
— Ребята, какие предметные картинки мы ещё не назвали? (нитки, носорог)
Слайд 4
(на слайде предметные картинки «нитки», «носорог»)
— Выделите в каждом слове первый звук? Давайте их охарактеризуем: ([н], [н’]- согласный, мягкий или твёрдый, звонкий звук.)
— Чем отличаются гласные от согласных?
— Какой буквой обозначаются звуки [н], [н’]?
Слайд 4, щелчок
(появляется буква н)
— Для чего нужна большая буква Н?
— Назовите имена на Н.
Слайд 5
(приглашение в гости)
4. Знакомство с новым звуком
— Хотелось бы, чтобы мы показали себя воспитанными гостями.
И не стали похожи на Винни-Пуха, который очень неудачно сходил в гости к Кролику.
(Учащиеся читают стихотворные правила поведения)
В гости, милые друзья
(Вам сказать обязан я),
Ходят, без сомнения,
Лишь по приглашению.
Если в гости звали вас,
Нужно не копаться
И в определённый час
Дружно всем собраться.
Ребята, прошу вас, учтите:
В гости пришли — ни за что не грустите,
Пойте, пляшите, играйте в игрушки,
А не сидите, как мышки-норушки.
Научитесь, друзья, общаться,
Чтобы глупыми не казаться
И беседу поддержать.
Не давайте другим скучать!
Нужно и в гостях знать меру.
Посидели, поиграли,
А потом прощаться стали:
Вам спасибо за приём!
До свиданья! Мы пойдём.
— Пока мы собирались в гости, на небе появились тучки, закрыли солнышко и пошёл дождик. Давайте прогоним тучки весёлой физминуткой.
Физминутка (музыкальная «Добрая тучка»)
— Первым к себе в гости нас приглашает самый умный и начитанный, любитель узнавать много нового – Ёжик. Побывав у него в гостях, мы узнаем тему нашего урока.
— Недавно он читал энциклопедию о животных.
— А что такое энциклопедия?
— Там он увидел интересное животное. Послушайте, как оно выглядит: «Дикая кошка. Ходит неслышно. Лазает по деревьям. Жёлтые глаза ночью видят. Чуткие уши далеко слышат. Длинные ноги осторожно ступают.»
— Кто это ребята? Догадались? Посмотрите на неё.
Слайд 6
( картинка рыси со словом)
Слого-звуковой анализ слова
— Сколько слогов в слове рысь.
— Составим звуковую схему (слог-слияние (ры) и отдельный звук сь).
Слайд 7
( слого-звуковая схема слова рысь)
— Как определить количество слогов в слове, глядя на схему?
— Давайте произнесём и послушаем последний звук: сь-сь-сь
— Как проходит воздух? Какой это звук? (согласный)
— Грубо или мягко он звучит? Значит согласный звук какой? (мягкий).
— Каким квадратиком мы его обозначим? (зелёным)
Описание рыси
— Давайте опишем рысь. Рысь — какая? (Хитрая, ловкая, дикая, хищная, красивая)
Слайд 8
(слова: дикая, красивая, ловкая)
Составление слова
— Составьте слова из одного слога, чтобы в конце слова звук [c’] стал твёрдым. (Рис, лес, нос, вкус, ус)
— Где ребята живёт рысь?
Слайд 9
(Изображение леса со словом)
Слого-звуковой анализ слова
— Составим звуковую схему слова лес (слог-слияние (ле) и отдельный звук с).
Слайд 10
(слого-звуковая схема слова лес)
— Давайте произнесём и послушаем последний звук: с-с).
— Какой это звук? (согласный) -с-с
— Как проходит воздух? (Прохождению воздуха мешают зубы, язык
— Грубо или мягко он звучит? Значит согласный звук какой? (твёрдый).
— Каким квадратиком мы его обозначим? (синим)
Описание леса
— Опишем лес. Какой он? (дремучий, сказочный, берёзовый, сосновый, грибной, тёмный, тихий)
Слайд 11
( дремучий, густой, сказочный)
— Послушайте ещё раз эти звуки [с], [с’]. Звенит ли наш голос, когда мы их произносим? Можно ли громко произнести этот звук?
— Значит звук [с],[с’] – согласный, глухой, твёрдый или мягкий.
Объявление темы урока
— Ёжик помог нам узнать, что тема нашего урока «Звуки [с], [с’]. Они обозначаются буквами С,с».
— На прощание Ёжик хотел бы поиграть с вами в игру «Назови животное». Но условие – в слове должен быть звук [с] или [с’].
Игра «Назови животное»
— Вам понравилось в гостях у Ёжика?
— Он постарался быть гостеприимным. А мы с вами будем воспитанными гостями и подарим Ёжику яблочки.
Самооценка
( на листах самооценки дети обводят яблоки)
— Кто научился слышать звуки [с], [с’] в словах и может сам придумать слова с этими звуками, дарит Ёжику три яблочка. Кто научился слышать звуки [с], [с’] в словах, но сам пока не может придумать слова с ними, дарит два яблочка. А кому просто понравилось быть в гостях, тот дарит одно яблочко.
— Для того чтобы попасть в гости к следующему герою необхо-димо совершить волшебство. Закрываем глазки. Указкой волшебной тихонько взмахну и в гости к Нюше вас приведу. (Открываем глаза)
5. Знакомство с новой буквой
— Ребята, звуки [с],[с’], обозначаются буквой С. Читается она – эс.
— Найдите эту букву в Букваре.
— Похожа ли печатная буква на прописную?
— Чем отличаются буквы от звуков?
— Нюша очень любит красивые вещи, она модница. Она поможет нам запомнить букву ЭС. Ей нравится изготавливать сувениры. Каждому из вас она дала цветные ленточки, чтобы вы сделали весёлую букву эс.
— Проведите пальчиком по её контуру.
— Нюша подготовила рисунки и просит вас сказать, на что похожа буква С?
— Для чего нужна заглавная буква С?
— К Нюше часто приходят ребята в гости. Давайте прочитаем, кто был у неё недавно: Саша, Серёжа, Света, Соня, Савелий, Стас.
(на доске прикреплены слова)
Самооценка
(на листах самооценки дети обводят яблоки)
-Для Нюши у нас тоже есть яблочки в подарок. Кто запомнил букву эс и нашёл её в именах гостей, дарит Нюше три яблочка. Кто правильно сделал букву из цветной ленточки, дарит два яблочка. А кому просто понравилось быть в гостях, тот дарит одно яблочко.
— Для того чтобы попасть в гости к следующему герою необходимо совер-шить волшебство. Закрываем глазки. Указкой волшебной тихонько взмахну и в гости к Пину вас приведу. (Открываем глаза)
6. Закрепление
— Это пингвин Пин. Он великий конструктор, придумывает много интересных вещей. Он поможет нам научиться читать слоги с буквой эс. Недавно ему удалось сконструировать мельницу. Поможем её запустить?
Игра «Запусти мельницу».
( Наглядное пособие мельница. Читаем слоги на, ни, ну, ны, но (тихо — громко); са, си, су, сы, со)
Дифференциация: Читающие дети соберут со слогов слова с буквой с: сойка, сорока, синица, снегирь.
Работа с Букварем
— Давайте научим Пина играть в игру «Буквы здороваются». (Букварь, чтение слогов)
— Пин не только конструирует, но ещё любит заниматься спортом, ведь он полезен для здоровья. Давайте наши глазки отдохнут и посмотрят, как Пин делает зарядку.
Зрительная гимнастика (тренажер)
— Он встаёт на носочки и наклоняется – вверх-вниз; бегает круги на стадионе – влево-вправо; катается на велосипеде; прыгает по неровной дорожке. И восстанавливает дыхание – глаза закрыты – вдох, выдох.
— Пин великий хитрец. Он подготовил ещё одно задание:
Игра «Найди лишний слог»
1) Са, со, су, сы, ны (лишний ны)
2) Са, со, су, сы, си (лишний си)
Самооценка
( на листах самооценки дети обводят яблоки)
— Было очень интересно играть с Пином. Для него мы тоже подготовили яблочки в подарок. Кто научился читать все слоги, дарит Пину три яблочка. Кто ещё ошибается при чтении слогов, дарит два яблочка. А кому просто понравилось быть в гостях, тот дарит одно яблочко.
— Закрываем глазки. Указкой волшебной тихонько взмахну и в гости к Барашу вас приведу. (Открываем глаза)
— Бараш очень любит песенки, стихи. Он поможет нам составить чистоговорку с новыми слогами.
— Но сначала мы споём ему весёлую песенку (на мотив песни «Добрая тучка» напеваем слоги).
Составляем чистоговорку.
Со-со-со – у Вовы колесо.
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Си-си-си – у бабуси гуси.
Быстро ноги уноси.
Сы-сы-сы – не боится волк осы.
Су-су-су – гуляю я в лесу.
корзину я несу.
Самооценка
( на листах самооценки дети обводят яблоки)
— Барашу мы тоже подготовили яблочки в подарок. Кто активно пел песенку и составлял чистоговорку, дарит Пину три яблочка. У кого получилось только петь песенку, дарит два яблочка. А кому просто понравилось быть в гостях, тот дарит одно яблочко.
— Закрываем глазки. Указкой волшебной тихонько взмахну и в гости к Совунье вас приведу. (Открываем глаза)
— У Совуньи сегодня именины. Почему? (Её имя начинается на букву С) Завтра к ней придут гости — жители страны Смешарии. Она так волновалась, что многое перепутала. Давайте поможем Совунье навести порядок.
Работа с Букварем
— Совунья подписывала приглашения, но потеряла буквы. Давайте соединим волшебными полосками схемы и картинки и прочитаем слова.
Дифференциация: Читающие ребята – составляют эти слова из кубиков.
Надписи в приглашениях исправили. Теперь берёмся за меню.
— Что такое меню?
— Совунья спешила, писала меню и потеряла слоги. Поиграем в игру «Найди слоги». Называем слог, который пропал и определяем, мягкий или твёрдый звук [с] в словах.
Слайд 12
(название игры)
Слайд 13
(Апельсин)
Слайд 14
(Сок)
Слайд 15
(Сыр)
Слайд 16
(Сушки)
Слайд 17
(Колбаса)
— Совунья нас благодарит за помощь. Давайте, прочитаем, что она нам говорит.
Слайд 18
(слова благодарности)
— Что мы пожелаем Совунье?
Самооценка
( на листах самооценки дети обводят яблоки)
— Кто помог Совунье правильно подписать приглашения и восстановить меню, дарит ей три яблочка. Кто ошибся при подписании пригласительных, дарит два яблочка. А кому просто понравилось быть в гостях, тот дарит одно яблочко.
— Закрываем глазки. Указкой волшебной тихонько взмахну и снова в класс вас всех приведу. (Открываем глаза)
7. Подведение итогов
— С какими звуками нам помог познакомиться Ёжик?
— Какую букву мы делали вместе с Нюшей
8. Рефлексия
— Мы всем раздавали яблоки. А теперь пора и нам получить угощения. Но перед этим я хочу задать вам несколько вопросов:
— Кому на уроке было легко, все удавалось?
— Кто справился не со всеми заданиями?
— Кому было не интересно и он ничего не понял?
(линеечка успеха «Яблоко»).
Здесь вы можете скачать презентацию к данному уроку.