Обучение грамоте 1 класс

Тема: Звуки [с], [с’]. Буквы С, с.

Подготовила Стельмах А. В., учитель начальных классов первой категории, ГУО «Средняя школа № 5 г. Пружаны»

 

Цели: познакомить учащихся со звуками [с], [с’] и их графическим обозначением – буквами С, с; создать условия для форми-рования умения проводить слого-звуковой анализ слов, выделять изученные звуки в словах, читать слоги с изученными буквами и слова по схемам;

совершенствовать речевое дыхание, навык правильной артикуляции звуков; развивать фонематический слух, связную речь, внимательность, познава-тельный интерес, обогащать словарный запас;

воспитывать культуру поведения в гостях, интерес к чтению.

Оборудование: мультимедийная презентация, магнитофон

1. Организационный момент

— Скажите, а вы любите ходить в гости?

— Тогда я предлагаю прямо сейчас отправиться в гости. С собой нам надо взять немного волшебства, хорошее настроение и знания.

2. Постановка целей и задач урока

— Гостеприимные хозяева помогут познакомиться нам с новыми звуками и новой буквой. Научат нас читать слоги с новой буквой, составлять и читать слова. Вместе с ними мы будем развивать слух, внимательность, связную и красивую речь. А ещё мы вспомним, как вести себя в гостях – покажем нашу культуру поведения. И конечно поиграем.

3.Повторение 

— C нами в гости пойдут гласные звуки и буквы, которые их обозначают. Давайте вспомним, какие буквы мы выучили? (А, И, У, Ы, О)

Слайд 1

(на слайде появляются буквы, которые обозначают гласные звуки)

— Герои, к которым мы идем в гости, очень весёлые. Они спрятались за картинками, в названии которых первый звук гласный и предлагают вам поиграть в игру «Прятки». Для того чтобы найти героя вам нужно выбрать картинку с предметом, название которого начинается с гласного звука.

Слайд 2

(на слайде появляется название игры)

— Как можно выбрать водящего в игре?

— Давайте и мы выберем водящего с помощью считалки:

Сон-сон, пересон.

Сели в лодку пять персон.

Сом, севрюга, три селёдки.

Вылезайте все из лодки.

— «Раз, два, три, четыре, пять (учитель называет имя  ученика)  идёт искать!»

Слайд 3

(на слайде размещены предметные картинки со словами арбуз, апельсин, улитка, индюк, ослик, утка, за которыми спрятаны мультипликационные герои – смешарики)

— Всех ли мы нашли? Давайте проверим.

Слайд 3, щелчок:

(оставшиеся  картинки пропадают и остаются только герои)

— Знакомы ли вам эти герои? Они ждут нас в гости, и очень хотят познакомиться, рассказать о себе, поиграть.

— Ребята, какие предметные картинки мы ещё не назвали? (нитки, носорог)

Слайд 4

(на слайде предметные картинки «нитки», «носорог»)

— Выделите в каждом слове первый звук? Давайте их охарактеризуем: ([н], [н’]- согласный, мягкий или твёрдый, звонкий звук.)

— Чем отличаются гласные от согласных?

— Какой буквой обозначаются звуки [н], [н’]?

Слайд 4, щелчок

(появляется буква н) 

— Для чего нужна большая буква Н?

— Назовите имена на Н.

Слайд 5

(приглашение в гости)

4. Знакомство с новым звуком

— Хотелось бы, чтобы мы показали себя воспитанными гостями.

И не стали похожи на Винни-Пуха, который очень неудачно сходил в гости к Кролику.

(Учащиеся читают стихотворные правила поведения)


В гости, милые друзья

(Вам сказать обязан я),

Ходят, без сомнения,

Лишь по приглашению.

 

Если в гости звали вас,

Нужно не копаться

И в определённый час

Дружно всем собраться.

 

Ребята, прошу вас, учтите:

В гости пришли — ни за что не грустите,

Пойте, пляшите, играйте в игрушки,

А не сидите, как мышки-норушки.

 

Научитесь, друзья, общаться,

Чтобы глупыми не казаться

И беседу поддержать.

Не давайте другим скучать!

 

Нужно и в гостях знать меру.

Посидели, поиграли,

А потом прощаться стали:

Вам спасибо за приём!

До свиданья! Мы пойдём.

 

— Пока мы собирались в гости, на небе появились тучки, закрыли солнышко и пошёл дождик. Давайте прогоним тучки весёлой физминуткой.

 Физминутка (музыкальная «Добрая тучка»)

— Первым к себе в гости нас приглашает самый умный и начитанный, любитель узнавать много нового – Ёжик. Побывав у него в гостях, мы узнаем тему нашего урока.

— Недавно он читал энциклопедию о животных.

— А что такое энциклопедия?

— Там он увидел интересное животное. Послушайте, как оно выглядит: «Дикая кошка. Ходит неслышно. Лазает по деревьям. Жёлтые глаза ночью видят. Чуткие уши далеко слышат. Длинные ноги осторожно ступают.»

— Кто это ребята? Догадались? Посмотрите на неё.

Слайд 6

( картинка рыси со словом)

 Слого-звуковой анализ слова

— Сколько слогов в  слове  рысь.

— Составим звуковую схему (слог-слияние (ры) и отдельный звук сь).

Слайд 7

( слого-звуковая схема слова рысь)

— Как определить количество слогов в слове, глядя на схему?

— Давайте произнесём и послушаем последний звук: сь-сь-сь

— Как проходит воздух? Какой это звук? (согласный)

— Грубо или мягко он звучит? Значит согласный звук какой? (мягкий).

— Каким квадратиком мы его обозначим? (зелёным)

 Описание рыси

— Давайте опишем рысь. Рысь — какая? (Хитрая, ловкая, дикая, хищная, красивая)

Слайд  8

(слова: дикая, красивая, ловкая)

 Составление слова

— Составьте слова из одного слога, чтобы в конце слова звук [c’] стал твёрдым. (Рис, лес, нос, вкус, ус)

— Где ребята живёт рысь?

Слайд 9

(Изображение леса со словом)

 Слого-звуковой анализ слова

Составим звуковую схему слова лес (слог-слияние (ле) и отдельный звук с).

Слайд 10

(слого-звуковая схема слова лес)

— Давайте произнесём и послушаем последний звук: с-с).

— Какой это звук? (согласный) -с-с

— Как проходит воздух? (Прохождению воздуха мешают зубы, язык

— Грубо или мягко он звучит? Значит согласный звук какой? (твёрдый).

— Каким квадратиком мы его обозначим? (синим)

 Описание леса

— Опишем лес. Какой он? (дремучий, сказочный, берёзовый, сосновый, грибной, тёмный, тихий)

Слайд 11

( дремучий, густой, сказочный)

— Послушайте ещё раз эти звуки [с], [с’]. Звенит ли наш голос, когда мы их произносим? Можно ли громко произнести этот звук?

— Значит звук [с],[с’] – согласный, глухой, твёрдый или мягкий.

 Объявление темы урока

— Ёжик помог нам узнать, что тема нашего урока «Звуки [с], [с’]. Они обозначаются буквами С,с».

— На прощание  Ёжик хотел бы  поиграть с вами в игру «Назови животное». Но условие – в слове должен быть звук [с] или [с’].

 Игра «Назови животное»

— Вам понравилось в гостях у Ёжика?

— Он постарался быть гостеприимным. А мы с вами будем воспитанными гостями и подарим Ёжику яблочки.

Самооценка

 ( на листах самооценки дети обводят яблоки)

— Кто научился слышать звуки [с], [с’] в словах и может сам придумать слова с этими звуками, дарит Ёжику три яблочка. Кто научился слышать звуки [с], [с’] в словах, но сам пока не может придумать слова с ними, дарит два яблочка. А кому просто понравилось быть в гостях, тот дарит одно яблочко.

— Для того чтобы попасть в гости к следующему герою необхо-димо совершить волшебство. Закрываем глазки. Указкой волшебной тихонько взмахну и в гости к Нюше вас приведу. (Открываем глаза)

5. Знакомство с новой буквой

— Ребята, звуки [с],[с’], обозначаются буквой С. Читается она – эс.

— Найдите эту букву в Букваре.

— Похожа ли печатная буква на прописную?

— Чем отличаются буквы от звуков?

— Нюша очень любит красивые вещи, она модница. Она поможет нам запомнить букву ЭС. Ей нравится изготавливать сувениры. Каждому из вас она дала цветные ленточки, чтобы вы сделали весёлую букву эс.

— Проведите пальчиком по её контуру.

— Нюша подготовила рисунки и просит вас сказать, на что похожа буква С?

— Для чего нужна заглавная буква С?

— К Нюше часто приходят ребята в гости. Давайте прочитаем, кто был у неё недавно: Саша, Серёжа, Света, Соня, Савелий, Стас.

(на доске прикреплены слова)

Самооценка

(на листах самооценки дети обводят яблоки)

 -Для Нюши у нас тоже есть яблочки в подарок. Кто запомнил букву эс и нашёл её в именах гостей, дарит Нюше три яблочка. Кто правильно сделал букву из цветной ленточки, дарит два яблочка. А кому просто понравилось быть в гостях, тот дарит одно яблочко.

— Для того чтобы попасть в гости к следующему герою необходимо совер-шить волшебство. Закрываем глазки. Указкой волшебной тихонько взмахну и в гости к Пину вас приведу. (Открываем глаза)

6. Закрепление 

— Это пингвин Пин. Он великий конструктор, придумывает много интересных вещей. Он поможет нам научиться читать слоги с буквой эс. Недавно ему удалось сконструировать мельницу. Поможем её запустить?

Игра «Запусти мельницу».

( Наглядное пособие мельница. Читаем слоги на, ни, ну, ны, но (тихо — громко); са, си, су, сы, со)

Дифференциация:   Читающие дети соберут со слогов слова с буквой с: сойка, сорока, синица, снегирь.

Работа с Букварем

— Давайте научим Пина играть в игру «Буквы здороваются». (Букварь, чтение слогов)

— Пин не только конструирует, но ещё любит заниматься спортом, ведь он полезен для здоровья. Давайте наши глазки отдохнут и посмотрят, как Пин делает зарядку.

Зрительная гимнастика (тренажер)

— Он встаёт на носочки и наклоняется – вверх-вниз; бегает круги на стадионе – влево-вправо; катается на велосипеде; прыгает по неровной дорожке. И восстанавливает дыхание – глаза закрыты – вдох, выдох.

— Пин великий хитрец. Он подготовил ещё одно задание:

Игра «Найди лишний слог»

1) Са, со, су, сы, ны (лишний ны)

2) Са, со, су, сы, си (лишний си)

Самооценка

( на листах самооценки дети обводят яблоки)

— Было очень интересно играть с Пином. Для него мы тоже подготовили яблочки в подарок. Кто научился читать все слоги, дарит Пину три яблочка. Кто ещё ошибается при чтении слогов, дарит два яблочка. А кому просто понравилось быть в гостях, тот дарит одно яблочко.

— Закрываем глазки. Указкой волшебной тихонько взмахну и в гости к Барашу вас приведу. (Открываем глаза)

— Бараш очень любит песенки, стихи. Он поможет нам составить чистоговорку с новыми слогами.

— Но сначала мы  споём ему весёлую песенку (на мотив песни «Добрая тучка» напеваем слоги).

Составляем чистоговорку.

Со-со-со – у Вовы колесо.

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Си-си-си – у бабуси гуси.

Быстро ноги уноси.

Сы-сы-сы – не боится волк осы.

Су-су-су – гуляю я в лесу.

корзину я несу.

Самооценка

( на листах самооценки дети обводят яблоки)

— Барашу мы тоже подготовили яблочки в подарок. Кто активно пел песенку и составлял чистоговорку, дарит Пину три яблочка. У кого получилось только петь песенку, дарит два яблочка. А кому просто понравилось быть в гостях, тот дарит одно яблочко.

— Закрываем глазки. Указкой волшебной тихонько взмахну и в гости к Совунье вас приведу. (Открываем глаза)

— У Совуньи сегодня именины. Почему? (Её имя начинается на букву С) Завтра к ней придут гости — жители страны Смешарии. Она так волновалась, что многое перепутала. Давайте поможем Совунье навести порядок.

Работа с Букварем

— Совунья подписывала приглашения, но потеряла буквы. Давайте соединим волшебными полосками схемы и картинки и прочитаем слова.

Дифференциация:  Читающие ребята – составляют эти слова из кубиков.

Надписи в приглашениях исправили. Теперь берёмся за меню.

— Что такое меню?

— Совунья спешила, писала меню и потеряла слоги. Поиграем в игру «Найди слоги». Называем слог, который пропал и определяем, мягкий или твёрдый звук [с] в словах.

Слайд 12

(название игры)

Слайд 13

(Апельсин)

Слайд 14

(Сок) 

Слайд 15

(Сыр)

Слайд 16

(Сушки)

Слайд 17

(Колбаса)

— Совунья нас благодарит за помощь. Давайте, прочитаем, что она нам говорит.

Слайд 18

(слова благодарности)

— Что мы пожелаем Совунье?

Самооценка

( на листах самооценки дети обводят яблоки)

— Кто помог Совунье правильно подписать приглашения и восстановить меню, дарит ей три яблочка. Кто ошибся при подписании пригласительных, дарит два яблочка. А кому просто понравилось быть в гостях, тот дарит одно яблочко.

— Закрываем глазки. Указкой волшебной тихонько взмахну и снова в класс вас всех приведу. (Открываем глаза)

7. Подведение итогов

— С какими звуками нам помог познакомиться Ёжик?

— Какую букву мы делали вместе с Нюшей

8. Рефлексия

— Мы всем раздавали яблоки. А теперь пора и нам получить угощения. Но перед этим я хочу задать вам несколько вопросов:

— Кому на уроке было легко, все удавалось?

— Кто справился не со всеми заданиями?

— Кому было не интересно и он ничего не понял?

(линеечка успеха «Яблоко»).

 

 Здесь  вы можете скачать презентацию к данному уроку.

 

Добавить комментарий