Признаки высокого риска суицидального поведения
Памятка для родителей
- Открытые высказывания о желании покончить с собой (друзьям, взрослым, родственникам, близким людям, знакомым); сожаления о том, что еще жив.
- Косвенные „намеки» на возможность суицидальных действий — „репетиция самоубийства» (публичная демонстрация петли из брючного ремня, веревки и т. п.; „игра» с оружием с имитацией самоубийства).
- Активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой и создание соответствующих условий (накапливание лекарственных средств, поиск и хранение отравляющих жидкостей, приобретение оружия и т. д.).
- Имеющиеся сведения о недавно перенесенном (текущем) кризисе утраты, эмоциональнокогнитивная фиксация на кризисной ситуации, объекте утраты.
- Фиксация на примерах самоубийства; повышенный интерес, частые разговоры о самоубийствах вообще.
- Нарушение межличностных отношений, суженный круг контактов, стремление к уединению, нежелание принимать помощь.
- Чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другой класс, школу…, о госпитализации.
- Изменившийся стереотип поведения: появившаяся несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности („зловещее спокойствие» и собранность) у подвижных, общительных детей; возбужденное поведение и повышенная активность, общительность — у малоподвижных и молчаливых; утрата интереса к окружающему (вплоть до полной отрешенности).
- Внезапное проявление нехарактерных черт аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей: фотоальбомов, часов, одежды и т. п., которая зачастую сопровождается символическим прощанием).
- Выраженное физическое или психическое страдание (болевой синдром, душевная боль)
Размышления на тему самоубийства могут приобретать „художественное» оформление: в записной книжке, тетради для занятий изображаются рисунки, иллюстрирующие депрессивное состояние (например, гробы, кресты, виселицы).
Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков
- Обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания.
- Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.
- Переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из семьи.
- Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
- Страх позора, насмешек или унижения.
- Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
- Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
- Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
- Страх наказания, нежелание извиниться.
- Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ («синдром Вертера»).
Как общаться с суицидальными подростками
Нельзя сказать, что суициды по определению связаны с расстройствами настроения, хотя они нередко встречаются у депрессивных пациентов. Важно помнить о следующем. Суицид (или его угроза) — это кризис. Следствие — дезадаптация. В другой момент, в другом состоянии, когда подросток более адаптирован, он примет другое решение.быть приятными в обращении, сохранять понимающую и вежливую позицию;
- дать необходимые объяснения;
- принять то, что мы не всегда можем предупредить суицид;
- принять то, что суицид — это не игра и не беспомощная попытка привлечь к себе внимание; иначе говоря, к суициду нужно относиться серьезно;
- говорить с подростком о его чувствах, иначе его изоляция усиливается;
- учиться справляться с собственными страхами, в том числе через осмысление предмета и осознание его значения для себя;
- не впадать в морализаторство;
- иметь в себе мужество задавать нужные вопросы (максимально конкретные).
Защитные факторы
- Хорошие навыки общения в семье, хорошие, сердечные отношения между всеми членами семьи.
- Большое внимание со стороны родителей в первый год жизни
- Хорошо, когда кроме мамы и отца есть другие люди, заботящиеся о ребенке: бабушка, дедушка и т.д.
- Некоторый заведенный правильный порядок в доме. Если установленные правила периодически не поддерживаются, могут возникнуть проблемы.
- Доброжелательность к окружающим. Если дети любящие и доброжелательные, то и их хочется любить.
- Хорошие навыки общения, умение общаться со сверстниками и взрослыми.
- Наличие близких друзей.
- Уверенность в себе, своих силах, убежденность в способности достижения своих целей.
- Успех в школе, когда ребенок не очень талантливый, а справляется на своем уровне, что-то делает успешно.
- Умение искать и обращаться за помощью при возникновении трудностей, например, в школе; стремление советоваться со взрослыми при принятии важных решений.
- Способность контролировать свои импульсы.
- Интересы и хобби. Участие в общественной жизни (в спортивных соревнованиях, клубах, обществах и т.д.)
- Желание улучшить себя, открытость ко всему новому, способность усваивать новые знания, открытость к мнению и опыту других людей
Каким образом следует направлять ребенка к специалисту:
- Объяснить ребенку причину необходимости консультации у специалиста
- Успокоить его относительно возможных социальных последствий консультации или, в случае необходимости, лечения
- Пояснить, что помощь психолога или врача-психиатра, психотерапевта являются эффективными, не опасными для здоровья
- Подчеркнуть, что направление на консультацию не означает, что ребенок тяжело болен, а всего лишь, что нуждается в помощи специалиста данного профиля
- Договориться со специалистом о назначении времени консультации
- Назначить ребенку время встречи после консультации у специалиста, обеспечив сохранение контакта с ребенком.