Факультативное занятие по курсу «Развитие творческих способностей»

Тема: « Приёмы фантазирования Джани  Родари ( обобщающее занятие)»

Подготовила Малыха И. Н., учитель высшей категории

Цель: 

— обобщить изученные приёмы фантазирования, применять их для сочинения сказочных историй;

 — развивать фантазию детей, устную речь, творческие способности;

 —  воспитывать интерес к чтению, уважение  к мнению товарища, умение работать  в группе.

 

 Оборудование: иллюстрации к сказкам, мультимедийная установка, сюжетные картинки.

 

                          Ход занятия

1. Оргмомент.  (слайд 1)

Со сказками все дружат

И сказки дружат  с каждым.

Они необходимы,

Как солнышка привет.

        Кто любит слушать сказки,

       Тому они расскажут

       О том, что, может, было,

       А может быть, и нет.

  Сегодня, ребята, мы отправляемся в  Страну сказок.  Мы закончили изучать раздел «Приёмы фантазирования Дж. Родари»  и пора применить свои знания  на практике. А где, как ни в сказочной стране,  можно вдоволь   пофантазировать.

2.     Актуализация знаний.

   Какие ассоциации возникают  у вас  при слове « сказка»?   (слайд 2) (Высказывания детей). Избегайте ПИ!(психологической инерции).

   Подберите прилагательное, которое ассоциируется у вас  со  словом сказка. ( Интересная,  добрая,  волшебная,  смешная,  таинственная, занимательная, увлекательная, магическая и т. д.)

  Чтобы избавиться от ПИ попробуйте ответить на несколько хитрых вопросов.

1)    Под каким деревом прячется заяц во время дождя?

2)    Может ли курица назвать себя птицей?

3)    Что находится посередине земли? Школы?

4)    Кто ходит сидя?

5)    Как по-английски вытирать пыль?

6)    Что бывает  в пустом кармане?

7)    Горело 7 свечей. Ветер подул, 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось?

3.        Работа над темой занятия.

     А теперь закройте глаза и нарисуйте в своём воображении сказочную страну. (слайд 3)  Как, по-вашему,  она должна выглядеть?  (Словесное рисование)

    Учитель: А мне представляется сказочный замок. Весь такой светлый, воздушный, прозрачный, почти невесомый. (слайд 4)  Как  голубая  мечта, которая парит  где-то высоко  в небе. Как только на земле рождается новая сказка, здесь  в  замке появляется новый житель, герой этой сказки. (слайд исчез)

 

    Но что это? (слайд 5)  Страшный и коварный Вирус проник  в наш компьютер. Он стремится уничтожить  все добрые волшебные истории, придуманные людьми за многие тысячи лет.

 

   Что же нам  делать? Нужно спасать сказки! Справимся ли мы? Давайте постараемся. Что нам нужно, чтобы достичь успеха?

   УСПЕХ – это  ……..

—— старание

       равнодушие

—— сообразительность

       лень

——фантазия

       психологическая инерция  (слайд 6)

  Мы воспользуемся этой формулой  успеха,  и, я верю, у нас всё получится!

 

Упражнение  «Угадай по описанию»

  Коварный Вирус  тщательно спрятал  героев сказок.  Их можно освободить, дав правильный ответ на их таинственное описание.  У вас есть три попытки.

1)    Этот отважный герой  выиграл  4 сражения,  а  в пятом погиб,  вовремя не разглядев  хитрость врага.  (Колобок).(слайд 7)

2)    Эта простая деревенская героиня могла бы   озолотить своих  хозяев.  Но они  почему-то были  не рады. (Курочка Ряба) (слайд 8)

3)     В  этом  популярном женском романе влюблённая пара встречается на вечеринке. Но они расстаются ровно  в полночь. С помощью одного предмета обуви юноша  смог отыскать свою любимую среди  тысячи других девушек. (Золушка).(слайд 9)

4)     Герой этой  очень любил чистоту, а  теперь снимается  в рекламе стирального порошка. (Мойдодыр). (слайд 10)

 

Работа  в группах  по приёму «Что потом?»  (слайд 11)

На прошлом занятии мы познакомились  с приёмом фантазирования «А что потом?».  Мы все помним, чем закончилась  каждая  сказка. Хотелось бы узнать, а что произошло потом  с нашими героями. (Дети придумывают продолжение сказок.) (слайды 12, 13, 14, 15)

 

   Героев-то мы расколдовали, но в сказках есть у героев и помощники – предметы, наделённые волшебной силой. Вспомните эти предметы. Как ими пользовались герои. (…) Кажется мне, что эти предметы немного утратили  свою волшебную силу.

  Давайте чуть-чуть пофантазируем  и придумаем для них новую область применения.

 

Работа по приёму «Произвольная приставка». (слайд 16)

 Образуйте новый волшебный предмет,  используя приставки АЭРО- , АНТИ-, ЗОО-, МОТО-, АСТРО-, ВИДЕО-, МЕЛО-, АКВА-.

 

А теперь давайте вспомним, какие изобретения получились у нас, когда мы воспользовались методом фокальных объектов. (слайд 17)

(Резиновая доска, музыкальный диван, расчёска пищит, ручка нюхает, холодильник ходит и т.д.)  Где они могут найти себе применение?

  Ура! Получилось! Страна сказок  приобрела свой обычный  сказочный вид.

 

Здорово  у нас получилось. Славно потрудились, предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка.  (Слайд 18 )

 

 Работа  в группах по приёму «Круги по воде».

Какие мы молодцы!  Со всеми заданиями справились. Но чтобы окончательно изгнать  злой вирус, мы должны показать, что тоже можем сочинять сказки, причём необычные,  непохожие  ни на что. (Слайд 19 )

Воспользуемся приёмом фантазирования «Круги по воде». Сегодня нашим словом- «камнем», которое мы бросаем, станет слово «ЧУДЕСА». (*) Придумываем на каждую букву  слово и сочиняем небольшую историю . избегайте психологической инерции.  История должна быть необычной.

Ч –

У –

Д –

Е –

С –

А –

  Замечательные получились истории. Немного надо поработать над концовкой. Предлагаю интересное задание – придумать  неожиданную концовку истории.  (слайды 20 -27 )

 Вы справились и с этим заданием. Спасибо Дж. Родари, который придумал столько различных способов фантазирования. Есть у него ещё  в запасе  не-сколько. Например, «Салат из сказок».  Когда герои разных сказок собираются вместе и с ними происходят разные приключения.  Или , например, «Сказки – наизнанку»: характеры героев известных сказок меняются на противоположные. (Волк становится добрым, а поросята злыми и т.д.)  Соответственно изменится и сюжет сказки.

 Кстати, многие приёмы используют  современные сказочники.  (Демонстрирует  книги серии «Тридесятые сказки»). (слайды 28-32  )

4.              Подведение итогов занятия.

   За  смелость, фантазию,  умение трудиться сообща вам вручаются  лепестки волшебного цветка.  На нём вы можете записать любое своё самое заветное желание.  Вы сегодня доказали, что достойны называться маленькими волшебниками.  А потому  я приглашаю вас туда, где живут волшебники.

   Видеоклип «Где водятся волшебники»

 5.            Рефлексия.

Как здорово, что в сказках

Всё сложно и несложно,

Конец у них счастливый,

Недолгая беда.

         А то, что необычно,

         И то, что невозможно,

         Обычным и возможным

         Становится всегда.

   Как вы ощущаете себя в конце нашего путешествия? Что вам хочется пожелать всем?  Если бы ты был волшебником , какое желание ты выполнил бы?  (Составить  цветик-семицветик).

  Спасибо всем за творчество и фантазию!

 

  Здесь  вы можете скачать презентацию к данному занятию

Добавить комментарий