информация для родителей

Развитие связной речи с помощью мнемотехники

В наше время очень актуальна проблема развития связной речи у детей школьного возраста. От степени сформированности связной речи в дальнейшем зависит развитие ребёнка, а также и приобретение им учебных знаний. 

Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития детей. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Есть несколько факторов которые, облегчают процесс становления связной речи. Один из таких факторов — это наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания.

На ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.

Мнемоника, или мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Одним из приемов в мнемотехнике являются мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. 

Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка ит.д.

 

 

Работа над чистоговорками и скороговорками.

 

В голубятне голуби, а на дубе жёлуди.

 

Вначале взрослый проговаривает чистоговорку, демонстрируя последовательно картинки. Затем происходит беседа по содержанию чистоговорки. Взрослый еще раз читает, а затем ребенок проговаривает чистоговорку самостоятельно.

Работа над пересказом.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план в виде пиктограмм выступает здесь как средство мнемотехники.

Этапы работы над текстом при пересказе:

  1. Взрослый объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет.
  2. Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.
  3. Беседа по содержанию текста.
  4. Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.
  5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

 

Пересказ текста «Машинашвея»

У Маши был пушистый плюшевый мишка.

Маша сшила мишке синюю шапку.

Маша сошьет мишке желтую шубу.

Мишка будет очень нарядным.

Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Использование метода мнемотехники является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира.

Учитель-дефектолог Якман Е.Г.

Добавить комментарий

Информация для родителей

Родителям об ответственности оставления детей без присмотра

(далее…)

Добавить комментарий