Интеллектуальная игра «Знатоки» для учащихся 9-х классов

Вниманию классных руководителей предлагается интеллектуальная игра \»Знатоки\» с целью формирования правовой культуры и гражданской ответственности учащихся.

Цели и задачи:

   -углубить знания Конституции РБ;

   -способствовать формированию правовой культуры и гражданской ответственности;

   -воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону;

   -формировать и развивать навыки работы в коллективе; развивать навыки творческого мышления;

   -мотивация несовершеннолетних к осознанному исполнению своих обязанностей.


Задание №1. Поочередно командам зачитываются вопросы. Если команда не правильно отвечает, то вопрос переадресуется другой команде.

  1. Выраженные в конституционных нормах требования государства к поведению лиц. (Обязанности)
  2. Основной закон государства. (Конституция)
  3. Паразитическое существование за счёт общества? (Тунеядство)
  4. С какого возраста несовершеннолетние принимаются на работу? (с 16 лет, с 14 до 16 лет с согласия родителей или лиц их заменяющих)
  5. Освобождается ли от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление в нетрезвом виде? (нет)
  6. Противоправное деяние, причиняющее вред обществу. (Правонарушение)
  7. Тайное хищение имущества. (Кража)
  8. Предусмотренная законом мера государственного принуждения, применяемая к лицу за совершение правонарушения. (Наказание)
  9. Граждане, не достигшие 18-летнего возраста. (Несовершеннолетние)
  10. Нормативный правовой акт, изданный высшим органом государственной власти. (Закон)
  11. Опасное для общества действие (бездействие), нарушающее требование уголовного закона – кража, хулиганство и т.д. (Преступление)
  12. С какого возраста человек несёт уголовную ответственность? (С 16 лет, за некоторые преступления – с 14 лет)
  13. лицо, приглашённое для участия в проведении осмотра, обыска. (Понятой)
  14. Инстанция, которая может вынести приговор обвиняемому? (Суд)
  15. Открытое хищение имущества. (Грабёж)
  16. Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления. (Подозреваемый)
  17. Совокупность обязательных  к исполнению норм установленных государством, регулятор общественных отношений. (Право)
  18.  Решение суда о виновности подсудимого.   (Приговор);
  19.  Мошенничество, обман, сомнительная сделка. (Афера);
  20.  Посредник в спорах не судебного характера. (Арбитр);
  21.  Крупный шантаж, вымогательство, осуществляемое гангстерами путём угроз и насилием. (Рэкет);
  22. Частный сыщик, ведущий расследование. (Детектив);
  23. Место, где происходит конспирированная встреча. (Явка);
  24. Морской разбойник, флибустьер. (Пират);
  25. Человек, не достигший 14-летнего возраста. (Малолетний)

 

Задание №2  «Мои обязанности».

Первый этап.

Групповая работа. Участники составляют список обязанностей, которые они должны исполнять

1 группа — в школе,  дома,

2 группа — перед государством.

Второй этап.

Обсуждение в группе на тему, какая обязанность из списка является самой главной и важной для вас.

Анализ списков обязанностей. Подумайте над каждой обязанностью и ответьте для себя на следующие вопросы:

  • Нравится ли мне исполнять данную обязанность?
  • Какие последствия невыполнения обязанностей могут быть?
  • Что ты получаешь при исполнении этой обязанности?
  • Будешь ли ты исполнять данную обязанность?

Групповое обсуждение упражнения.

 

Задание 3. \»Объясни понятия!\».

Команды должны показать умение правильно объяснить содержание юридических понятий из предложенных вариантов. Раздаются по 2 конверта каждой команде. В одном конверте- название понятий, в другом- определение понятий:

потребитель,

вердикт,

преступление,

рецидив,

отягчающие обстоятельства,

дееспособность,

санкция,

презумпция невиновности

 

Задание №4  «Заморочки из бочки». Поочередно участники команд вытягивают бумажки с вопросами  и 3 вариантами ответа. Выбирают правильный на их взгляд ответ.

I.- Кто несёт основную ответственность за воспитание ребёнка:

а) педагоги, родители +;

б) никто;

в) члены правительства?

 

— В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка:

а) 1968 г.;

б) 1982 г.;

в) 1989 г. + (20 ноября)?

 

 

— ООН считает человека ребёнком от рождения до:

а) 16 лет;

б) 18 лет +;

в) 19 лет.

 

II — В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребёнка:

а) 1948 г. (Всеобщая декларация прав человека – 10 декабря);

б) 1959 г. +;

в) 1966 г.?

 

— На кого Конвенция о правах ребёнка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:

а) на благотворительные организации;

б) на иностранных спонсоров;

в) на государство? +

 

— Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольных напитков, табачных изделий, игральных карт в возрасте:

а) до 16 лет;

б) до 18 лет +;

в) 21 года.

 

III — Продажа пиротехнических игрушек детям запрещена:

а) до 15 лет +;

б) до 16 лет;

в) до 18 лет.

 

— Разбой – это…

а) тайное хищение имущества;

б) открытое хищение имущества;

в) нападение с целью овладения имуществом, соединённое с насилием или угрозой применения такого насилия +.

 

— С какого возраста наступает административная ответственность:

а) с 14 лет;

б) 16 лет +;

в) 18 лет?

 

Задание №5 «Административная и уголовная ответственность»

Участники определяют виды юридической ответственности при прочтении различных ситуаций, поднимая при этом карточки с начальными буквами в названии соответствующих видов:

  • Административная (А)
  • Уголовная (У)

 

  1. Подросток переходил дорогу в неустановленном месте. (А) Статья 18.23 КоАП (штраф  до 5 б.в.)
  2. Избил другого подростка. (У) Статья 339 (Хулиганство) УК РБ
  3. Появление подростка на улице в пьяном виде. (А) Статья 17.3 ч.1 ( штраф  до 8 б.в)
  4. Совершил разбой. (У) Статья 207 УК РБ ( лишение свободы на срок от 3 до 10 лет с конфискацией имущества или без конфискации)
  5. Сквернословил. (А) Статья 17.1  КоАП (штраф от 2 до 30 б.в.)
  6. Мусорил в общественных местах. (А)
  7. Совершил прогул на работе или школе  (Д)
  8. Управлял машиной без прав (А) Статья 18.19 Ко АП ( штраф от 5 до 20 б.в.).
  9.  Присвоил найденный телефон (А) Статья 10.6  КоАП (предупреждение или штраф до 4 б.в.)
  10.  Выбросил мусор из транспорта (А) Статья 18.9 ч.1 ( штраф от 1 до 2 б.в)
  11.  Превысил скорость движения (А) Статья 18.13 Ко АП ( предупреждение или штраф до 10 б.в.).
  12. Осквернил сооружение или здание циничными надписями  ( У) статья 341 УК РБ ( обществ. Работы или штраф или арест на срок до 3 месяцев.
  13.  Причинил смерть по неосторожности (У)  Статья 144 УК РБ (исправ.работы  или ограничение свободы или лишение свободы на срок до 3 лет).
  14. Довел до самоубийства одноклассника путем жестокого обращения. Статья 145 УК РБ ( испр. Работы до 2 лет или органичение свободы  или лишение свободы до 3 лет)

 

Задание №6 «Внимание! Ситуация»

Обсуждение ситуаций, предложенных учителем. При этом каждая группа высказывает своё мнение по поступку героя, а затем описывает своё поведение в данной ситуации. На обсуждение могут быть представлены следующие ситуации.

 

   -Во время уборки картофеля в автобусе, который привозил учащихся на работу, мальчиками старших классов были заранее заняты места, и эти места никто не смел занимать. Но вот в один день, войдя в автобус, они увидели, что на месте их лидера сидит девочка. Все остановились и ждали, как поступит их «авторитет». А он, не желая упасть в глазах друзей, подошёл к девочке и матерно выругался. Надо отметить, что слова он подобрал самые оскорбительные. Девочка в ответ ударила его. С этого момента жизнь в школе, а особенно после занятий, стала для неё очень трудной. Группа мальчиков во главе со своим лидером начала её преследовать и постоянно унижать. Как можно решить эту проблему? Как бы вы поступили на месте лидера? На месте мальчишек?
 
   -Вы все дружной семьёй ужинаете, у вас всех хорошее настроение. И тут звонок в дверь – к вам приходит учительница, которая рассказывает о твоём плохом поведении в школе, о плохой подготовке к урокам. Отец и мать становятся мрачными и начинают выяснять все причины твоего поведения. После этого вечера у тебя появляется неприязнь к учительнице. Как бы вы поступили на месте ребёнка? Ваши действия.
 
   -У одной девочки 9-го класса никак не складывались отношения с одноклассниками из-за того, что она подружилась с мальчиком, который нравился одной из одноклассниц. О своих проблемах рассказать маме она не могла, но решила доверить всё учительнице, с которой у неё сложились хорошие, доверительные отношения. Девочка написала письмо-откровение. Однажды, ещё раз перечитав письмо, учительница оставила его в классном журнале. Дети заметили это и в тот момент, когда учительница вышла, достали и прочли письмо. После этого над девочкой стали все насмехаться и она, не зная, что письмо было украдено, решила, что одноклассникам обо всём рассказала учительница. Девочка стала её презирать, хотя та ни в чём не была виновата. Как наладить отношения между девочкой и учительницей?
 

Задание №7. Конкурс капитанов \»Сумей сказать НЕТ!\»

 

Капитанам по-очереди предлагаются ситуации, из которых они должны найти выход.

Ситуации:

 

Твой класс решил прогулять урок литературы. Ты уважаешь учителя, но и не хочешь подводить товарищей. Попробуй сказать \»нет\» одноклассникам.

 

Ты заходишь в магазин самообслуживания с другом. Он предлагает тебе украсть шоколадку. Он убеждает, что никто не заметит. Как ты откажешь другу?

 

Во дворе твои приятели (приятельницы) курят. Тебе тоже предлагают, настаивают. Ты не хочешь курить. Как ты откажешься?

 

Во время дискотеки одноклассники решили выпить пиво. Ты не хочешь пить, как откажешься?

 

Сосед, с которым тебе хочется общаться, предлагает попробовать наркотик \»за компанию\».

 

У тебя просят дать списать домашнее задание по истории. Ты над ним сидел весь вечер. Тебе обидно, что кто-то получит хорошую оценку без труда, а твой труд не будет оценен. Попробуй сказать \»нет!\»

Подведение итогов. Награждение участников команд

 

У этой записи 2 комментариев

  1. Данута

    Отличная разработка!!!!

Добавить комментарий