Преступления в подростковой среде

 

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

Что такое правонарушение?

Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую.

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Признаками проблемных детей могут являться:

  1. Уклонение от учебы вследствие неуспеваемости по большинству предметов; отставания в интеллектуальном развитии; ориентации на другие виды деятельности; отсутствия познавательных интересов.
  2. Низкая общественно-трудовая активность (отказ от общественных поручений; пренебрежительное отношение к делам класса; демонстративный отказ от участия в трудовых делах; пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча).
  3. Негативные проявления (употребление спиртных напитков; употребление психотропных и токсических веществ; тяга к азартным играм; курение; нездоровые сексуальные проявления).
  4. Негативизм в оценке действительности.
  5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым (грубость; драки; прогулы; пропуски занятий; недисциплинированность на уроках; избиение слабых, младших; вымогательство; жестокое отношение к животным; воровство; нарушение общественного порядка; немотивированные поступки).
  6. Отношение к воспитательным мероприятиям (равнодушное; скептическое; негативное; ожесточенное).

Почему формируется такое поведение? Что влияет на подростков?

  1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.

  1. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
  2. Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как родители боясь, чтобы их дети не наделали ошибок, не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие — инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.
  3. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
  4. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Можно ли предотвратить правонарушения среди несовершеннолетних детей?

Этот вопрос волнует многих родителей. К сожалению, известно, что в городах современной Америки почти каждый второй мальчик до достижения им совершеннолетия предстает перед полицией. Акцент делается на мальчиков, потому что они в пять раз чаще девочек сталкиваются с законом. Конечно, подавляющее большинство этих правонарушений можно считать мелкими, так как они заключаются в школьных прогулах, мелком хулиганстве и не проистекают из серьезных антиобщественных тенденций. Однако над поступками этих детей стоит серьезно задуматься. Я считаю, что современные родители могут помочь профилактике правонарушений.

Начну с установления моральных норм в семье. Главная гарантия хорошего поведения подростка заключается в любви и уважении между родителями и детьми. Но даже на самых хороших детей и родителей влияет их окружение. Думаю, что материальное изобилие послевоенного периода несколько снизило моральные нормы многих людей. Лучше всего воспитать у своих детей высокие нравственные принципы могут те родители, которые сами придерживаются гуманистических и высших социальных принципов.

Тот факт, что в настоящее время люди стали активнее, стремятся найти глубокий смысл в жизни, серьезно отражается на формировании сознания детей. Мне кажется, что большинство современных молодых людей хотят получить высшее образование, занимаются с большей серьезностью, чем предыдущие поколения.

Многие родители с усилившейся уверенностью формулируют своим детям стандарты их будущей жизни. К сожалению, в общественном настрое определенную роль сыграло желание некоторых людей выступать против добродетели как атрибута прошлого века. В связи с этим многие, даже хорошие родители стали стесняться говорить со своими детьми о гордости за свою страну и обязанностях перед ней, о преданности семье, о духовных аспектах семейной жизни, об альтруизме. Они, видимо, считают, что дети самостоятельно могут воспринять высшие нравственные идеалы. Но дети обычно придерживаются принципов своих родителей. Чаще всего, однако, это бывает только приблизительно. Если родители не проявляют ясно и четко свою позицию в жизни, то это очень отражается на их детях. Примером такого явления могут служить интеллигентные родители, не замечающие чудовищной грубости своего ребенка.

«Бунтующий» подросток демонстрирует не свои убеждения, а выражает свои затруднения. Сердца подростков легко ожесточаются от несправедливости или недоверия, особенно родителей. Но в глубине души они хотят знать, что их родители думают, например, о тех или иных людях или о разных линиях поведения, чтобы, руководствуясь этим, прийти к собственным убеждениям.

Уважаемые родители!

 Ребенок, в первую очередь, учится тому, что видит у себя дома: родители ему пример.

 Принимайте активное участие в жизни семьи.

 Старайтесь находить время, чтобы поговорить с ребенком.

 Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все возникающие в его жизни сложности.

 Помогайте развивать у ребенка умения и таланты.

 Действуйте без нажима на ребенка, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.

 Имейте представление о различных этапах в жизни ребенка.

 Уважайте право ребенка на собственное мнение.

 Умейте сдерживать себя и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

 С уважением относитесь ко всем членам семьи.

 Старайтесь меньше совершать ошибок.

 Учитесь смотреть на жизнь глазами ребенка.

 Доверяйте всем членам семьи.

 Боритесь не с ребенком, а с проблемой.

Добавить комментарий