РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ 

с ПЕРВОЙ на ВТОРУЮ СТУПЕНЬ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учителям-предметникам и классным руководителям:

Внимательно изучить личные дела и характеристики класса и учащихся-выпускников нач.школы совместно с первым учителем.

Использовать методы активизации и приемы дифференцированного обучения, способствующие развитию индивидуальных способностей учащихся.

Соблюдать на уроках оптимальный темп деятельности и уровень научности при подаче учебного материала, создавать ситуации успеха для всех учащихся.

Принимать участие в заседаниях учителей нач.классов с целью анализа содержания программы, преемственности методов и приемов обучения младших подростков, единства требований к знаниям учащихся.

Практиковать проведение уроков-знакомств учителей-предметников в выпускных классах нач.школы и посещение уроков коллег в параллели.

Посещать уроки учителей-предметников учителями нач.классов.

Организовывать коррекционные занятиями с группами учащихся по снижению фона тревожности, возбудимости, агрессии.

Организовывать проведение индивидуальных консультаций психолога и социального педагога с детьми и их родителями по проблемам адаптации к обучению в среднем звене или по возникающим любого рода проблемам и вопросам обучения, поведения и воспитания детей.

Продолжать начатую в нач.школе работу по формированию классного коллектива и самосознания учащихся, используя   активные формы работы с детьми.

Рекомендации для родителей по обеспечению успешной адаптации детей при переходе с первой во вторую ступень общего среднего образования

  1. Главное —абсолютное принятие ребенкасо всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
  2. Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.
  3. Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт.
  4. Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.
  5. Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.
  6. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом.
  7. Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.
  8. Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.
  9. Когда, откуда и в каком бы виде ни вернулся ваш ребенок домой, встречайте его с любовью.
  10. Прочтите литературу из рекомендуемого списка. Постоянно обращайтесь к периодическим изданиям, посвященным воспитанию детей, а также следите за новинками литературы.
  11. Быть родителемне обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.

12.У пятиклассника есть потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, он требует серьёзного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворённость этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если дома не предлагают детям средств реализации их чувства взрослости, оно всё равно проявится, но самым невыгодным образом — уверенностью подростка в родительской несправедливости и необъективности.

  1. Необходимо оценивать детское творчество, инициативу, самостоятельность, предоставлять возможность выбора.
  2. Успешность самореализации тесно связана с общим стилем взаимоотношений в семье. В этом плане очень важно, чтобы родители создавали ситуации, позволяющие проявлять детям инициативу, иметь право на ошибку, на своё мнение, участвовать в совместной деятельности, создавать демократическую, не авторитарную атмосферу общения.
  3. Создать атмосферу доброжелательности, искренности, доверительности, мягкости, оптимизма, дать возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить, строить свои взаимоотношения с детьми с учётом их индивидуальности.
  4. Постарайтесь создать условия, облегчающие учёбу ребёнка: бытовые — хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная бытовая обстановка, уютное и удобное место для занятий; эмоциональные — проявляйте веру в возможности ребёнка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи; культурные — обеспечьте ребёнка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, кассетами.
  5. Слушайте своего ребёнка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т.п.
  6. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.
  7. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели, обогащайте их.
  8. Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.
  9. Создайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей, знакомых.

Учителям-предметникам:

  1. Учитывайте трудности адаптационного периода.
  2. Не перегружайте учащихся излишними по объему домашними заданиями.
  3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
  4. На заседаниях МО выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый речевой режим).
  5. Развивайте умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
  6. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
  7. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
  8. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
  9. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
  10. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
  11. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
  12. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
  13. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
  14. Не допускайте педагогического манипулирования.
  15. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте обучение без двоек..
  16. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
  17. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
  18. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.

Классным руководителям 5-х классов:

  1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.
  2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).
  3. Постоянно поддерживайте контакт с психологом.
  4. Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф. И. О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).
  5. Совместно с психологом участвуйте в различных адаптационных играх для установления эмоционального контакта, сплачивания коллектива.
  6. Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).
  7. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.

 

 

Добавить комментарий