- Каждый день с ребенком начинайте с радостью, заканчивайте с миром.
- Проведите простой тест на функциональную готовность ребенка к школе. Потенциальный школьник должен дотянуться рукой через голову до мочки противоположного уха. Если ему это удалось – функционально ребенок готов к школе, поскольку длина тела и конечностей напрямую связана с развитием тормозной функции головного мозга.
- При поступлении в 1-й класс ребенок должен:
а) запоминать на слух не менее 4-5 слов;
б) запоминать после визуального показа не менее 8-9 предметных картинок;
в) исключать лишнее слово в последовательности слов (например: огурец, лимон, яблоко, груша);
г) устанавливать речевые аналогии (например: ручка — писать);
д) логически завершать предложения (например: «Если завтра будет хорошая погода, то …»);
е) исправлять семантически неверную фразу (например: «Взошло солнце, и закончился день»);
ж) уметь выполнять логически несложные задания (например: «Какое слово длиннее: кот или котенок?»).
- Создавайте положительную мотивацию вашему ребенку. Выражайте спокойное и радостное отношение к школе, рассказывайте оптимистические рассказы о вашей школьной жизни, говорите с ребенком о возможных трудностях, связанных с обучением в школе и их временном характере, развивайте познавательный интерес к окружающему миру.
- Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме. По возможности не планируйте на сентябрь-октябрь кардинальных перемен (например, изменение места жительства, покупка домашнего животного и т.д.).
- Не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
- Если ребенок не хочет идти в школу – значит он к ней не готов. Ваша задача – создать в семье благоприятный эмоциональный фон, связанный с предстоящим обучением в школе, уделить внимание развитию познавательных способностей ребенка, приобретению им навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
- Заранее перестройте режим дня так, чтобы начало учебного года не было сопряжено с трудностями утренних подъемов.
- Поиграйте с ребенком в школу. Приучайте его к тому, что его будут называть по фамилии, что ничего обидного в этом нет, напротив, этим стоит гордиться.
- Следите за своими эмоциями. Не запугивайте ребенка школой, внушайте ему, что у него все получиться. Не обсуждайте с ребенком проблемы, с которыми он может столкнуться.
- Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
- Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне. .. » должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
- Первые два месяца учебного года целиком посвятите тому, чтобы помочь ребенку сориентироваться в новой обстановке: наладить режим дня, распределить время между различными видами занятий. Не забывайте, что шестилетнему ребенку необходимы игры и прогулку. Продолжительность ночного сна должна составлять 9-12 часов (около 50% детей страдают мозговой дисфункцией, потому что просто не высыпаются), прогулки – 2 часа.
- Малышу будет легче привыкнуть к школе, если его заранее ориентировать на то, что учеба – это труд, который требует усилий и старания. Важно, чтобы ребенок понял, что любой труд предполагает трудности, которые нужно постараться преодолеть, именно этим он и интересен.
- Если у ребенка что-то не получается, он прежде всего должен чувствовать поддержку и видеть вашу уверенность в том, что это временные трудности, с которыми он обязательно справится. Ребенок имеет право что-то не знать и не уметь, ведь в школу он пошел, чтобы учиться, а не демонстрировать уже имеющиеся достижения. Не ругайте ребенка за неудачи, но обязательно хвалите за самый маленький успех.
- Укладывая спать, обязательно почитайте книжку, расскажите сказку – 6-7-летний ребенок все-таки еще маленький.
- Если ребенок категорически отказывается писать крючки и палочки, лучше позвольте ему отдохнуть денек-другой от этого «нудного» занятия, иначе можно надолго отбить охоту к учебе вообще.
- Критическими периодами учебного года обычно считаются первые 4-6 недель, затем конец 1-й четверти, первая неделя после зимних каникул и середина 3-й четверти.
- Объясните детям!
- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
- Не дерись.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
- Провожайте ребенка в школу. Даже, если не нужно переходить улицу. Пусть ваш ребенок почувствует важность события: теперь он – школьник, и эта дорога к школе – символ начала трудового дня.
- Выделите для ребенка его личное пространство. Лучше, если вы выделите ему целую комнату, где он сможет спокойно заниматься. Если лишней комнаты нет, купите ребенку его собственный письменный стол.
- Почаще играйте с ребенком в свободное время. Это поможет ему, да и вам тоже, расслабиться.
- Будьте в курсе того, что происходит с ребенком в школе. Что нового узнал? Как прошел урок? Пусть ребенок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы. Проявляйте дружеский, но не жесткий контроль. Так у ребенка скорее выработается ответственность и организованность.
- Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью Вашей жизни.
- В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.