Школа Активного Гражданина

25.11.2021 для учащихся 8-11 классов состоялся единый час информирования по теме: «Гордость за Беларусь. Всегда на связи» (о достижениях в области информационно-коммуникационных технологий).

Главный специалист отдела продаж Беларусбанка Варицкая Ирина Александровна познакомила учащихся с правилами финансовой и мобильной безопасности.

Информационный блок «Цифровые технологии в жизни человека»

Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения. Развитие систем связи и информатизации стало одним из приоритетов научно-технической и экономической политики Республики Беларусь.

В Беларуси услуги мобильной телефонной связи оказывают три компании-оператора, работающих под брендами А1, МТС и life:), а также инфраструктурный оператор beCloud, который является одним из ведущих поставщиков облачных решений, ИТ-инфраструктуры и хостинга в Беларуси. Все три мобильных оператора Беларуси пользуются общей 4G сетью, выстроенной СООО «Белорусские облачные технологии», сеть 4G функционирует в диапазоне 1800 МГц насчитывает 1996 базовых станций.

Беларусь занимает 24-ю позицию в мире по количеству пользователей стационарного широкополосного доступа в сеть Интернет. Успешно выполняется переход учреждений здравоохранения на использование электронных рецептов (к системе подключено уже более 600 учреждений, выписано более 7 миллионов электронных рецептов). В 2020 году Беларусь поднялась на 40-е место в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства (правительство, которое взаимодействует с органами государственной власти, гражданами, организациями в электронном формате с минимальным личным (физическим) взаимодействием), охватывающем 193 страны. Точкой доступа для всех пользователей электронного правительства является Единый портал электронных услуг. РУП «Белпочта» выступает информационным посредником при оказании электронных государственных услуг и проведении административных процедур посредством Единого портала электронных услуг. РУП «Белпочта» имеет статус назначенного оператора почтовой связи для осуществления международной почтовой связи в соответствии с актами Всемирного почтового союза. Согласно данным отчета Всемирного почтового союза по интегрированному индексу почтового развития за 2021 год Беларусь занимает 14-е место из 168 стран (в 2016 и 2018-м годах было 32-е место).

Тарифы на почтовые услуги в Беларуси значительно ниже, чем в Европе и некоторых странах СНГ. Так, пересылка простого письма в Беларуси вдвое дешевле, чем в Литве и России, в 3 раза дешевле, чем в Польше, Латвии и Эстонии, в 4 – по сравнению с Чехией и Германией.

Преимущества современной сети – это, в первую очередь, скорость и качество услуг. Волоконнооптическая линия связи позволяет качественно оказывать абоненту сразу несколько услуг по одной линии: телефонную связь, доступ в Интернет и телевидение. Наша страна занимает 32-е место в мире по уровню развития информационно-коммуникационных технологий и является лидером в регионе СНГ.

Блок: «Интернет как источник информации и средство связи: преимущества и недостатки».

Интернет имеет свои преимущества и недостатки. Компьютер, благодаря Интернету, стал многофункциональным устройством, с которым возможно практически все: позвонить по телефону, принять факс, посмотреть телевизор, послушать радиостанцию, скачать последние музыкальные и киноновинки, купить билет на самолет, забронировать место в гостинице, найти необходимую информацию, полистать страницы книг в электронной библиотеке и т.д. Как отметил в ходе VI Всебелорусского народного собрания Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, «не умаляя преимуществ, возможностей и перспектив, которые открыл человеку информационный мир, мы должны обратить внимание на его обратную сторону – искусственную реальность, которая дала зеленый свет манипуляциям, обману, преступлениям, потворствует низменным инстинктам человека». В настоящее время при характеристике компьютерных преступлений используется целый ряд понятий: «информационное преступление», «киберпреступление».

Можно выделить еще несколько типов мошенничества, которые использовались на территории Республики Беларусь:

  • Просьба пополнить счет определенного номера мобильного телефона или платежной карты.
  • Мошенник звонит и сразу отменяет вызов. Перезвонив на отобразившийся номер, абонент слышит автоответчик или гудки, в это время со счета его мобильного телефона списываются деньги, так как вызов совершается с применением переадресации на платный номер.
  • Приходит SMS-сообщение о некоем выигрыше, после чего абоненту предлагают отправить платное сообщение в ответ или отправить небольшую сумму на банковскую карту для получения «лжевыигрыша».
  • Приходит SMS-сообщение с гиперссылкой, пройдя по которой пользователь запускает процесс скачивания вируса.
  • Поступает звонок от «представителя сотового оператора», во время которого злоумышленники предлагают перерегистрировать SIM-карту. При этом пользователь вводит специальный код или отправляет SMS-сообщение, после чего с баланса его мобильного телефона списываются деньги и др.
  • Злоумышленники представляются сотрудниками технической поддержки оператора и под различными предлогами (несвоевременная оплата счета, технические проблемы, случайная блокировка абонентского номера технической службой, сбой в работе оборудования, перевод оборудования оператора для работы с другими голосовыми кодеками и т.д.) предлагают абоненту либо перевести деньги на указанный ими номер, либо оплатить штраф, либо перезвонить на номер для решения возникшей проблемы.

Как не стать жертвой киберпреступления?

  1. Никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не сообщать реквизиты своих банковских счетов и банковских карт, в том числе лицам, представившимся сотрудниками банка или правоохранительных органов, при отсутствии возможности достоверно убедиться, что эти люди те, за кого себя выдают.
  2. Для осуществления онлайн-платежей необходимо использовать только надежные платежные сервисы, обязательно проверяя доменное имя ресурса в адресной строке браузера.
  3. Не стоит перечислять денежные средства на счета электронных кошельков, карт-счета банковских платежных карточек, счета SIM-карт по просьбе пользователей сети Интернет.
  4. Для доступа к системам дистанционного банковского обслуживания (интернет-банкинг, мобильный банкинг), электронным почтовым ящикам, аккаунтам социальных сетей и иным ресурсам необходимо использовать сложные пароли, исключающие возможность их подбора.
  5. При поступлении в социальных сетях сообщений от лиц, состоящих в категории «друзья», с просьбами о предоставлении реквизитов банковских платежных карточек не следует отвечать на подобные сообщения.
  6. При обнаружении факта взлома аккаунтов социальных сетей необходимо незамедлительно восстанавливать к ним доступ с помощью службы поддержки либо блокировать.
  7. Нельзя открывать файлы, поступающие с незнакомых адресов электронной почты и аккаунтов мессенджеров, или переходить по ссылкам в сообщениях о призах и выигрышах.
  8. Необходимо использовать лицензионное программное обеспечение, регулярно обновлять программное обеспечение и операционную систему; установить антивирусную программу не только на персональный компьютер, но и на смартфон, планшет и регулярно обновлять ее и др.
  9. Не перезванивать на пропущенный неизвестный иностранный номер.

Добавить комментарий