КАФЕДРА ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

ЗАБОТА О ДЕТЯХ И ИХ ВОСПИТАНИИ – РАВНОЕ ПРАВО И ОБЯЗАННОСТЬ ОБОИХ РОДИТЕЛЕЙ

Законодательство Республики Беларусь, регулирующее вопросы ответственности родителей за воспитание и здоровье детей:

Конституция Республики Беларусь

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18);

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС),

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), напомнил законным представителям несовершеннолетних об ответственности за жизнь

Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК).

В соответствии со ст. 32 Конституции Республики Беларусь «родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию».

В соответствии со статьей 68 КоБС родители обязаны воспитывать детей, осуществлять уход и надзор за ними, обеспечивать защиту их прав и законных интересов. В соответствии со статьей 73 КоБС защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возложена на их родителей. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия. Статья 75 КоБС гласит, что родители осуществляют воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом. Под воспитанием понимается забота о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Частями 1 и 2 статьи 76 КоБС установлено равенство прав и обязанностей обоих родителей. Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей. Родители пользуются равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей и в случае расторжения брака между ними, если иное не предусмотрено в Соглашении о детях. Статья 77 КоБС регулирует участие отдельно проживающего родителя в воспитании детей. Родитель, проживающий отдельно от детей, имеет право общаться с ними и обязан принимать участие в их воспитании.

Родитель, при котором проживают дети, не вправе препятствовать другому родителю общаться с детьми и участвовать в их воспитании.

В свою очередь, в отношении родителей, уклоняющихся от выполнения родительских обязанностей, в Республике Беларусь установлена ответственность.

Ответственность за ненадлежащее воспитание детей – это мера государственно-принудительного характера, применяемая к родителям и заменяющим их лицам, виновно нарушившим обязанности по воспитанию, влекущая неблагоприятные последствия для родителей и основанная на государственном и общественном осуждении их поведения, направленная на охрану прав и интересов ребенка.

Действующее законодательство предусматривает различные меры ответственности родителей и лиц их заменяющих: семейную, административную, гражданскую, уголовную.

Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе (ст. 75 КоБС). Родители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей. Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе, если ребенок находится в социально опасном положении (ст. 67 КоБС). Под социально опасным положением понимается обстановка (далее – СОП), при которой:

— не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);

— ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

— лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежащее выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» (далее – постановление) утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении (далее – Положение), установлены критерии и показатели социально опасного положения, определены компетенции государственных органов, государственных и иных организаций в решении указанных вопросов.

В соответствии с Декретом № 18 в целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, несовершеннолетние подлежат государственной защите (отбираются в родителей по решению комиссии по делам несовершеннолетних на срок до 6 месяцев) и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка (ст. 80 КоБС), если будет установлено, что: они уклоняются от воспитания и (или) содержания ребенка; они злоупотребляют родительскими правами и (или) жестоко обращаются с ребенком; они ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка; они отказались от ребенка и подали письменное заявление о согласии на усыновление при их раздельном проживании с ребенком; в течение шестимесячного срока после отобрания у них ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних не отпали причины, послужившие основанием для отобрания у них ребенка. Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе принимать решение о немедленном отобрании ребенка или других лиц, на воспитании которых он фактически находится, и в семидневный срок после принятия такого решения обязан обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об отобрании ребенка (ст. 85 КоБС).

СОП – аббревиатура пугающая и малопонятная и многие родители считают, что такой статус им присвоили не заслужено. В СОП случайно не попадают. Детей не изымают из семей по чьему-то желанию. Дети, в силу возрастных и морально-психологических особенностей не готовы принимать продуманные решения и отвечать за свои поступки. Всё это является ответственностью родителей. Если родитель не справляется или вовсе отказывается от обязанностей воспитывать детей, то в данном случае на защиту встает государство, а точнее Декрет №18, главной задачей которого является защита интересов детей и создание условий для их развития и проживания. В нем подробно описывают обязанности родителей и социальные гарантии, на которые может рассчитывать несовершеннолетний.

Признание детей, находящимися в социально опасном положении — это не наказание, а реальная возможность оказать помощь и поддержку запутавшимся родителям и возможность им, с помощью специалистов   вернуться к нормальной жизни. Целью признания детей находящимися в социально опасном положении – прежде всего выявить семейное неблагополучие, устранить его, защитить права и интересы ребенка, напомнить родителям об их обязанностях.

В кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях ст.9.4 предусмотрена ответственность родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию детей. Так согласно вышеуказанной статьи, невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетними в возрасте до 16 лет деяния, содержащего признаки правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которое наступает после достижения этого возраста. Санкция данной статьи предусматривает наложение взыскания в виде штрафа в размере до десяти базовых величин.

В первую очередь ответственность за жизнь и здоровье детей возложена на родителей. Обязанность родителей создать безопасные условия жизнедеятельности своих детей, сформировать у них навыки безопасного поведения и умения предвидеть последствия опасных ситуаций. Главное, про что должны помнить родители – не оставлять детей без присмотра. Родитель должен четко знать, где конкретно находится и чем занят его ребенок в любой момент времени. Ведь во многом защитить себя и своих детей от многих проблем можно при условии постоянной заботы о безопасности.

Для тех родителей, кто не выполняет свои обязанности, безразличен к безопасности своих детей, в КоАП имеется статья 17.13 «Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища». Соответствующее правонарушение влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин, а то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

Родители могут быть привлечены к ответственности за умышленное причинение своим детям телесного повреждения и иные насильственных действий (ст. 9.1. КоАП): умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности (влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест); нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, либо нарушение защитного предписания (влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин или административный арест).

Родители несут уголовную ответственность: за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ (ст. 173 Уголовного кодекса Республики Беларусь – далее УК); за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 173 УК Республики Беларусь); за уклонение от уплаты средств на содержание детей (ст. 174 УК Республики Беларусь).

Ответственность за вред, причиненный подростком в возрасте от 14 до 18 лет, несет сам подросток. Если несовершеннолетний, причинивший вред в возрасте от 14 до 18 лет, не располагает необходимыми средствами, вред полностью или в недостающей части может быть взыскан с родителей или опекунов, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Но, если при достижении совершеннолетия, у лица, причинившего вред, появилось достаточное имущество, вред будет возмещен из этого имущества (ст. 956 ГК Республики Беларусь).

 

 

 

 

Круглый стол для родителей о правах ребенка «Мы — одна семья»

Цель:

— Обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребенка;

— Уточнить и углубить знания родителей о правах ребенка;

— Формирование доброжелательного отношения родителей к своему ребенку;

— Педагогическое просвещение родителей по использованию в процессе воспитания детей методов поощрения и наказания.

 

     Предварительная работа:

Изготовление приглашений для родителей, подготовка буклета с памятками: «Наказывая, подумай — ЗАЧЕМ? », «Советы родителям», «Три способа открыть ребенку свою любовь».

 

     Материал:

Тест «Я и мой ребенок», «Волшебная палочка», «Конвенция о правах ребенка», «Декларация о правах ребенка», картинки о правах детей, презентация «Виды жестокого обращения», листы формата А-4, ручки, памятки.

 

     Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались здесь, чтобы обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребенка. А начнем мы с небольшого теста «Я и мой ребенок». Цель теста определить, какое место в вашей жизни занимает ребенок.

Теперь вы имеете немного представление, кому и над чем нужно поработать. Кому следует обратиться к специалистам.

А сейчас прослушайте стихотворение и мы с вами поиграем в игру «Волшебная палочка» вы будете отвечать на мои вопросы по стихотворению и высказывать своё мнение. (Волшебная палочка передается по кругу, каждый высказывается).

Нет, уйду я насовсем!

А то я папе надоем: Пруд заброшенный найду

В чаще спрятанный,

Пристаю с вопросами, Разговоры заведу с лягушатами

То я кашу не доем.  Буду слушать птичий свист

То не спорь со взрослыми! Утром в перелеске

Буду жить один в лесу, Только я же — футболист,

Земляники припасу. А играть-то не с кем!

Хорошо жить в шалаше. Хорошо жить в шалаше

И домой не хочется. Только плохо на душе!

Мне, как папе, по душе Одиночество. (А. Барто)

       Проведение беседы:                                                                

Как вы думаете, почему мальчику стало по душе одиночество?

-Что могло случиться, почему он решил жить один в лесу?

Бывает ли у Вас такое желание и настроение?

Почему оно у вас появляется?

Обобщение:

Зачастую, родители, перекладывают свои проблемы на плечи своих детей, заняты больше материальным состоянием своей семьи и все меньше уделяют времени своему ребенку, ребенок предоставлен сам себе. Но мы забываем, что у детей, как и у взрослых, есть свои права.

Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители  — гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы поговорим о том, какие права имеет ваш ребенок.

Сейчас мы проведем небольшой блиц-опрос по правам ребенка. («Конвенция и Декларация о правах ребёнка» лежат на столах)

Для этого вы делитесь на 2 команды и быстро должны отвечать на мои вопросы:

 

  1. Как называется основной документ по правам ребенка, принятый 4 сессией Генеральной Ассамблеей ООН? («Конвенция о правах ребенка»)
  2. Сколько статей включает в себя Конвенция( 54)
  3. В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (0-18 лет)
  4. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (на родителей)
  5. Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей (и правом и обязанностью)
  6. Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей? (оба родителя)

7.Можно ли считать нарушением прав ребенка:

— Лишение свободы движения ребенка

— Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 УК РФ запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

— Применение физического насилия к ребёнку.

— Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.

 

        Обобщение:

Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родители целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ (ст. 63) оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.

Таким образом, Семейный кодекс закрепил общепризнанные принципы и нормы международного права: «Право на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать мнение». А сейчас попрактикуемся.

Перед вами на столах лежат картинки «Права детей»

Опираясь на статьи Конвенции вы должны соотнести картинку со статьей.

«Право на семью», «На отдых», «Мед лечение» и т. д.

«Не подвергаться жестокому обращению».

 

Как мы нарушаем права ребёнка? Что нам мешает в общении с ним?

  1. Приказы, команды: убери, перестань, быстро домой, замолчи и т. д. — несут неуважение к ребёнку, который начинает чувствовать себя бесправным, а то и брошенным в беде.
  2. Предупреждения, предостережения, угрозы: если ты не прекратишь плакать, я уйду, смотри, как бы не стало хуже, — загоняют ребёнка в тупик, при частом повторении ребёнок привыкает и перестаёт на них реагировать.
  3. Мораль, нравоучения, проповеди: Ты обязан вести себя как подобает. Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое. Значит ли это, что с детьми не надо беседовать о моральных нормах и правилах поведения? Совсем нет. Однако делать это надо только в их спокойные минуты, а не в накаленной обстановке.
  4. Советы, готовые решения: А ты возьми и скажи…, По-моему, нужно пойти и извиниться. Дети не склонны прислушиваться к нашим советам. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его и наперед все знаем. Такая позиция родителей — позиция сверху — раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.
  5. Доказательства, логические доводы, нотации, лекции: Пора бы знать, что нельзя грязными руками…, Сколько раз тебе говорила…. И здесь дети отвечают: Отстань, Сколько можно, Хватит! В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют смысловым барьером, или психологической глухотой.
  6. Критика, выговоры, обвинения: На что это похоже! Опять все сделала не так!, Вечно ты!… Такие фразы вызывают у детей либо активную защиту, либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих способностях.
  7. Догадки, интерпретации: Одна мама любила повторять своему сыну: Я вижу тебя насквозь и даже на два метра под тобой! что неизменно приводило его в ярость. И в самом деле, кто из ребят (да и взрослых) любит, когда его вычисляют? За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.
  8. Выспрашивание, расследование: Нет, ты все-таки скажи,Я все равно узнаю. Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все таки лучше постараться вопросительные предложения заменить утвердительными

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий